Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПРАЖСКИЙ СОБОР ВИТА СИЦИЛИЙСКОГО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Собор Св. Вита Сицилийского в Праге
Собор Св. Вита Сицилийского в Праге
Собор во имя святых Вита, Вячеслава и Адальберта (Войтеха) в г. Праге, кафедральный собор Пражской архиепископии Римо-католической церкви

Собор расположен на территории Пражского Града и является его архитектурной доминантой.

Ротонда святого Вячеслава

Решение о постройке собора во имя святого Вита Сицилийского было принято в начале X века. В то время восточно-франкский король Генрих Птицелов подарил чешскому князю благоверному Вячеславу десницу этого святого. В 926-929 годах святой Вячеслав возвёл первый Витовский собор в качестве придворного княжеского храма своего рода. Здание храма представляло из себя круглую ротонду (13 м. в диаметре) в романском стиле. По предположению Ловмянского, появление нового центра почитания святого Вита среди чехов дало толчок к распространению среди родственных славянских племён искажённого языческого культа "Святовита" [1].

Базилика Пржемысловичей

В 1060-1096 годах прежняя ротонда была перестроена и освящена во имя святых Вита, Вячеслава и Войтеха (Адальберта). Новый храм должен был служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и усыпальницы. Собор являлся трёхнефной базиликой (размером 70 на 35 м.).

Строительство архиепископского собора

В 1344 году по случаю повышения римо-католического Пражского епископства до статуса архиепископства было решено перестроить базилику в величественный собор для проведения самых торжественных церемоний. Идейными вдохновителями начинания считаются архиепископ Эрнест из Пардубице и император Карл IV Люксембургский. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и растянулось на шесть столетий.

Первым архитектором стал француз Матьё Аррасский, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. В его строго рассчитанном проекте собора проявился математический ум. Успев построить основание стен хора с капеллами и аркады главного нефа, Матьё Аррасский умер в 1352 году. После него дело продолжил 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Хотя он следовал чертежам своего предшественника, в его произведениях проявилась более художественная натура. Его смелые идеи привнесли в структуру храма новые уникальные элементы, такие как сконструированный им свод. Постройку главной башни с Золотыми воротами после смерти Парлержа в 1399 году продолжили его сыновья - Ян, Пётр и Вацлав. Однако их работу прервали Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году. Многие иконы и скульптуры собора сильно пострадали в этот период.

Следующий период постройки происходил при короле Владиславе II Ягеллоне, в 1490-1510 годах. В то время были установлены колонны центрального нефа, заложен фундамент северной башни и первый камень фундамента тройного нефа. На этом строительство вновь остановилось из-за нехватки финансовых средств.

В 1541 году собор пострадал от большого пожара и для его восстановления были приглашены архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они занялись реконструкцией обгоревших элементов и достроили главную башню, придав ей характерные ренессансные черты и дополнив галереей и куполом. Немного позже, под руководством архитектора Аосталли, была построена капелла над гробницей Адальберта (Войтеха) Пражского, изготовлены колокола и украшающие башню часы.

Внутреннее убранство собора опять пострадало в 1619 году во время Восстания сословий. В то время протестанты либо уничтожили либо вынесли все украшения римо-католического собора. В середине XVIII века, во время войны за Австрийское наследство, собор сильно пострадал от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол главной башни раскололся из-за попавшей в него молнии.

Новый заключительный этап строительства собора начался лишь в 1873 году. Вначале, под руководством Йозефа Краннера, были проведены ремонтные работы и удаление элементов барокко, которые были созданы за предыдущие два века. Одновременно с ремонтом специальное Общество по достройке собора занималось техническими вопросами реализации чертежей Парлержа XIV века в неоготическом стиле. Когда вопросы планировки были решены, снова пошло строительство, которым руководил Йозеф Мокер, а после его смерти - Камил Гилберт. Отделкой и декором новых витражей занимались Альфонс Муха, Франишек Кисела и ещё десяток лучших чешских художников.

Художественная элита Чехии сосредоточила свои силы на соборе, благодаря чему его успели в целом завершить к 1929 году - тысячелетнему юбилею создания первой ротонды святым Вячеславом.

Пражский собор святых Вита, Вячеслава и Войтеха
Пражский собор святых Вита, Вячеслава и Войтеха

Новейшее время

Некоторые отделочные работы продолжались в соборе до 1950-х годов. Археологами были открыты остатки древних стен ротонды и базилики в подземном этаже.

До 1954 года собором управляла Римо-католическая церковь, но затем коммунистическое правительство Чехословакии издало постановление, согласно которому собственником всего Пражского Града (включая собор) стал "чехословацкий народ", а канцелярия президента республики наделялась полномочиями по его управлению.

С 1989 года, когда в Чехословакии пал коммунистический режим, разгорелся спор о владении собором. Длительный судебный процесс завершился 16 апреля 2007 года передачей собора в государственную собственность Чехии. 24 мая 2010 года римо-католический архиепископ Пражский Доминик Дука и чешский президент Вацлав Клаус подписали декларацию о совместном использовании "собора и некоторых объектов на территории Пражского Града", согласно которому власти позволяли римо-католикам бесплатно использовать собор, при чём государство по прежнему должно было платить за ремонт и содержание зданий [2].

План Пражского собора святого Вита (синим показан современный собор, красным - средневековая базилика, чёрным - ротонда св. Вячеслава)
План Пражского собора святого Вита (синим показан современный собор, красным - средневековая базилика, чёрным - ротонда св. Вячеслава)

Архитектура

Несмотря на шестивековую историю строительства, собор имеет единый архитектурный образ, выдержанный в готическом стиле. Его можно считать и колыбелью раннего готического стиля, и памятником неоготики XIX-XX века. Внешний вид поражает как грандиозностью сооружения в целом, так и деталями в отдельности. Башни собора достигают 100-метровой высоты, а внутренняя высота собора - 33 метра. По периметру здания идут огромные балконы, своды отличаются декоративностью. Собор снабжён витражными окнами включая круглое окно-розетту диаметром 10 метров с библейскими сюжетами. Будучи задуман как фамильный склеп место для коронации чешских королей, собор изобилует бюстами и карнизами с изображением представителей королевской династии Пржемысловичей, а также епископов Чехии и пражских архитекторов.

Величественный собор является главным архитектурным и историческим памятником древней Праги, местом паломничества римо-католиков не только Чехии, но и всего мира. Непосредственно у собора проходят различные фестивали и выставки, вблизи расположена знаменитая Злата улочка, известная своими маленькими домишками-карликами где расположены сувенирные лавки, выставки и галереи.

Использованные материалы



[1]  Ловмянский Генрик, Религия славян и её упадок, СПб.: Академический проект, 2003, с. 155-156, http://www.e-reading.club/djvureader.php/138232/157/Lovmyans...tml

[2]  "Многолетний спор между Католической Церковью в Чехии и властями страны о правах на собор св. Вита закончился подписанием совместной декларации", портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 25 мая 2010, http://www.sedmitza.ru/text/1177467.html

Редакция текста от: 07.11.2016 09:15:15

"ПРАЖСКИЙ СОБОР ВИТА СИЦИЛИЙСКОГО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google