АНУВИЙ (КАПИНУС)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анувий, в схиме Амвросий (Капинус)
Анувий, в схиме Амвросий (Капинус)
Анувий, в схиме Амвросий (Капинус) (1887 - 1966), иеросхимонах, катакомбник

В миру Капинус Андрей Антонович, родился в 1887 году в д. Краснополка Маловисковского уезда Херсонской губернии в крестьянской семье, украинец. Окончил три класса начальной школы.

С 1906 года служил в лейб-гвардии Семеновском полку. В годы Первой мировой войны на фронте (полковник), затем служил в Белой армии.

В 1918 году после демобилизации вернулся на родину, где стал крестьянствовать.

В 1922 году пострижен в монашество с наречением имени Анувий в Онуфриевском монастыре г. Черкассы.

С 1928 года - иеродиакон в храме Покрова Богородицы г. Серпухова. Примкнул к иосифлянскому движению.

В 1929 году рукоположен во иеромонаха архиепископом Гдовским Димитрием (Любимовым).

В ноябре 1930 года арестован как "участник Серпуховского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации «ИПЦ" и приговорен к пяти годам лишения свободы и этапирован в Воркутлаг, работал на лесоповале.

Осенью 1935 года освобожден и поселился в г. Астрахани.

Осенью 1936 года арестован "за проведение антисоветской агитации", 21 января 1937 года приговорен к пяти годам и отправлен в Воркутлаг.

Летом 1942 года получил временное удостоверение личности и был оставлен работать по вольному найму в Воркуте до окончания войны. По БД ПСТГУ, с 1943 года поселился в Воронеже, служил тайно.

С июня 1945 года проживал в Пензенской области. В августе 1946 года выехал в село Мазурка Воронежской области. Здесь находился без определенного места жительства, проводил тайные богослужения по селам.

С лета 1946 году проводил тайные богослужения по домам верующих в Песковском, Борисоглебском, Грибановском районах Воронежской и смежных с нею районах Сталинградской области. Позднее он объединил свои и тайные группы истинно-православных христиан, которыми ранее руководили иеромонах Антоний (Перепелица-Норец) и Борис Самойлов, к тому времени уже осужденные. В Борисоглебске у него было 9 последователей, в селах Богана - 16, Мазурка - 7, Калмык - 7, Малая Грибановка - 2, Большая Грибановка - 21, Пески - 8, на станциях Калмык - 8 и Поворино - 6.

Ближайшим его помощником на тайных богослужениях был монах Мелетий (Щеглов), досрочно освобожденный по амнистии из лагеря, где они и познакомились.

За два года до ареста иеромонах Анувий тайно постриг в мантию около двадцати человек, образовав «монастырь в миру» в селе Мазурке. Монашествующие носили определенного покроя и цвета одежду. В качестве наказания за нарушение монашеского устава иеромонах Анувий не допускал к причастию и налагал епитимьи в 100 - 150 поклонов. Позднее он организовал женский "монастырь в миру", в селе Большая Грибановка из девяти монахинь.

Свою пастырскую деятельность настоятель тайной обители строил с учетом реальной обстановки. Согласно показаниям монаха Мелетия (Щеглова),

Анувий говорил, что "мы теперь не пасем готовое христианское стадо, а вырываем его от зверя (т. е. социализма)", поэтому надо "не так резко ставить вопрос о разрыве с сов. властью… Советская власть подобна «репейнику», от которого почти каждый человек набирается чего-нибудь, а потому нужно колючки от репейника вытаскивать постепенно и осторожно... Резкие формы агитации неприменимы в настоящее время, что они могут привести только к распаду нашей "общины"

Эти показания подтверждают материалы следственного дела. Так, в с. Б. Грибановка иеромонах Анувий духовно окормлял не только христиан-единоличников, но и несколько верующих, которые работали в колхозе и советских учреждениях. Хотя, как показала на следствии участница первой группы Александра Овсянникова, "мы сторонились друг друга".

В 1950 году во время кампании по сбору подписей под Стокгольмским воззванием о запрещении атомного оружия все истинно-православные отказались от подписи под этим воззванием. Монах Мелетий показал на допросе: "Я лично был за войну, за применение атомного оружия в войне против СССР, так как считал это неизбежным «бичом Господним» советскому народу, который пошел по безбожному коммунистическому пути".

Между иеромонахом Анувием и группами истинно-православных христиан в селах была постоянная связь через послушниц.

4 января 1951 года иером. Анувий был арестован на станции Поворино. На следствии он подтвердил, что по своим убеждениям является истинно-православным христианином и «не признает безбожную советскую власть». Ему было предъявлено обвинение, в котором говорилось:

"Являлся руководителем антисоветской организации так называемых истинно-православных христиан, созданной им в целях саботирования проводимых ВКП(б) и Советским правительством мероприятий, занимался активной контрреволюционной деятельностью, направленной на вовлечение в организацию новых лиц и обработку их в антисоветском духе".

15 сентября 1951 года Особым совещанием при МГБ СССР, вместе с монахом Мелетием (Щегловым), был приговорен к 10 годам ИТЛ и этапирован в Озерлаг. Еще восемь человек по его делу были приговорены к 5-8 годам лагерей, один человек - к 3 годам ссылки. В апреле-мае 1951 года в разных селах области по его делу были арестованы еще 10 человек.

В 1955 году был освобожден из лагеря и поселился в Воронеже. В 1956 году примкнул к катакомбной общине, проводил тайные богослужения по селам области, имел большую паству.

В конце 1950-х принял схиму с именем Амвросий.

С 1961 года и вплоть до своей кончины был руководителем тайного центра катакомбной церкви Воронежской области.

Скончался 14 октября 1966 года в Воронеже.

24 мая 1991 года был реабилитирован по указу Президиума ВС СССР от 16 января 1989 года (по 1931 году репрессий).

Использованные материалы

Редакция текста от: 17.09.2016 10:28:19

"АНУВИЙ (КАПИНУС)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google