КАГЭТА МАТФЕЙ МАГОИТИРОО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

О. Матфей Кагэта
О. Матфей Кагэта
Матфей Кагэта Магоитироо (影田孫一郎), (1837 - 1912), протоиерей

Родился в 1837 году в деревне Яманомэ (ныне в черте города Итиносэки префектуры Иватэ) провинции Муцу в Японии вторым ребёнком в семье учёного-конфуцианца Сэндайского клана Кагэта Таканори (псевдоним Рандзан).

Услышав от собрата-самурая Сэндайского княжества Араи Оосуй о Православии, в сентябре 1870 года прибыл в Хакодатэ, поселился в доме Павла Савабэ и стал усердно изучать православное учение. В октябре или ноябре 1871 года, в числе других Сэндайских самураев, принял крещение от равноапостольного Николая Японского; крестным отцом стал Павел Савабэ.

В 1872 году был избран одним из первых катехизаторов японской православной общины и начал открыто проповедовать в Хакодатэ, за что в том же году был арестован и заточён в тюрьму вместе со сподвижниками. Этот инцидент получил широкую огласку и благодаря международному дипломатическому давлению центральные японские власти скоро распорядились о его освобождении.

По распоряжению властей должен был отбыть по месту прописки. В октябре того же года вернулся на малую родину в Яманомэ, где продолжил проповедь Православия среди близких, положив начало местной церкви. Собором Японской Церкви в 1875 году был направлен в Нисио в префектуре Айти, но так как там успеха не было, то он перешел в близлежащее Окадзаки, где трудился до 1877 года.

В июле 1877 года был избран во священника на Соборе Японской Церкви. В сентяре того же года, вместе с другими кандидатами во священство и иеромонахом Анатолием (Тихаем) прибыл во Владивосток, но из-за кончины владыки Павла (Попова) хиротония не могла быть совершена и японской делегации пришлось вернуться на родину. Проповедовал в родном регионе Хокурику, в Вакаянаги (ныне в черте города Курихара). В июле следующего года вновь отправился во Владивосток, где на этот раз был рукоположен во пресвитера епископом Камчатским Мартинианом (Муратовским).

Матфей Кагэта
Матфей Кагэта
Собор Японской Церкви в июне 1878 года определил ему проходить пастырское служение в пределах современной префектуры Мияги, вместе с будущим священником Тимофеем Харюу [1]. К концу года приходы двух новых священников были разграничены и отец Матфей стал окормлять область с центром в церкви посёлка Санума (ныне в черте города Томэ).

В 1881 году был определён настоятелем в Благовещенской церкви города Сэндая, с попечением о всей округе (преимущественно в пределах современных префектур Мияги и Иватэ), в которой к тому времени насчитывалось 30 православных общин [2]. В устроенной в Сэндае Благовестнической школе преподавал нравственность и вёл лекции по Библии.

В июле 1887 года был переведён в средний Токайдо, с местопребыванием при Введенском молитвенном доме в городе Окадзаки. В 1890 году, продолжая окормлять тот же регион, перместил цетр своей деятельности в приход города Сидзуоки.

В годы Русско-японской войны вместе со всей православной паствой в своём краю подвергался нападкам, в него бросались камнями, пытались избить. Стойко перенёс гонения в начале войны, после чего общество несколько успокоилось. Вёл службы для помещённых в местном лагере русских военнопленных. В послевоенный период при нём в 1911 году в Сидзуоке был устроен постоянный молитвенный дом.

Скончался 3 июня (21 мая по юлианскому календарю) 1912 года. На начало 2000-х годов его могила находилась на общем кладбище (共同墓地) города Сидзуоки.

Имел суровый и взыскательный нрав, из-за чего многие катехизаторы тяготились службой под его началом; по этой причине Нагойская община во главе с катехизатором Петром Сибаяма даже вышла из его ведения и вскоре организовалась в отдельный приход. Однако отец Матфей приобрел любовь и уважение многих верующих в Токайдо. Равноапостольный Николай Японский весьма ценил его, всякий раз особо отмечая в своих дневниках добрые вести от отца Петра, ввиду того что "похвала о. Матфея - золото, как редкость" [3]. По оценке святителя, отец Матфей - "серьезнейший из наших священников" [4], который "никогда не похвалит даром" [5] "по строгости его и идеальности взглядов" [6].

Две из дочерей отца Матфея вышли замуж за будущих священников – Марфа за о. Акилу Хирота (помощника и наследником отца Матфея на Сидзуокском приходе), Надежда за о. Петра Какэхаси.

Литература

  • ペトル石川喜三郎『日本正教伝道誌』東京:正教会編輯局(Исикава Петр Кисабуроо, Нихон Сэйкёо дэндоо-си (Очерк о проповеди Православия в Японии), Токио: Издательский Отдел Православной Церкви)、1901。

Использованные материалы

  • 岩間正光「かげたまごいちろう」日本キリスト教歴史大事典編集委員会『日本キリスト教歴史大事典』東京:教文館、1988、288頁。
  • 教会史編集委員会編『仙台ハリストス正教会史』仙台:仙台ハリストス正教会、2004、260頁。
  • Дневники равноап. Николая Японского.
  • 函館ハリストス正教会史編集委員会『函館ハリストス正教会史:亜使徒日本の大主教聖ニコライ渡来150年記念』函館:函館ハリストス正教会、2011、35-41頁。



[1]  山下須美礼「明治初期ハリストス正教会における仙台藩士族の西日本伝教」『歴史人類』第40号、筑波大学人文社会系歴史・人類学専攻、2012、11(158)頁。

[2]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 30 мая/11 июня 1881 г.

[3]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 11/23 сентября 1896 г.

[4]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 29 июня/11 июля 1895 года.

[5]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 16/29 марта 1902 года.

[6]  Дневники равноап. Николая Японского, запись от 17/30 сентября 1900 года.

Редакция текста от: 02.10.2016 10:51:35

"КАГЭТА МАТФЕЙ МАГОИТИРОО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google