ВЕНИАМИН (ПЛАТОНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов).  Фотография. Нач. XX в. (РГИА)
Епископ Кинешемский Вениамин (Платонов). Фотография. Нач. XX в. (РГИА)
Вениамин (Платонов) (1819 - 1905), епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии

В миру Платонов Василий Николаевич, родился 28 февраля 1819 года в Курской губернии в семье священника.

В 1841 году окончил Курскую духовную семинарию с отличием, в 1845 году - Киевскую духовную академию по первому разряду, в январе 1846 года удостоен степени магистра богословия.

С 1845 года - помощник ректора и преподаватель богословских наук в Курской духовной семинарии.

29 июля 1848 года пострижен в монашество с наречением имени Вениамин, в начале августа был рукоположен во иеродиакона, а 6 августа - во иеромонаха.

С 21 декабря 1851 года - инспектор и профессор логики и психологии в Литовской духовной семинарии.

23 января 1856 года возведен в сан архимандрита.

С 4 декабря 1859 года - инспектор и профессор богословских наук Казанской духовной академии.

По воспоминаниям Знаменского П. В., его ученика:

"характер его лекций был диалектический, с заметным преобладанием полемического элемента, направленного как против инославных учений католиков и протестантов, так и против сильно распространявшихся в то время модных учений материализма". Вениамин "был человек весьма добрый и уступчивый, жил уединенно, занимаясь своими кабинетными делами, и не любил встревать в тревожные дела академической администрации, даже по своей инспекторской должности".

Весной 1861 года, во время освобождения крестьян от крепостной зависимости, в с. Бездна Спасского уезда Казанской губ. произошли массовые выступления жителей, завершившиеся тем, что 12 апреля войска расстреляли толпу крестьян. 16 апреля большая группа студентов Казанского университета и духовной академии отслужила в Куртинской церкви главного кладбища города панихиду по убитым, по ее окончании перед собравшимися выступил проф. Казанской духовной академии А. П. Щапов. «Куртинская панихида» получила всероссийский резонанс. Многие студенты Казанской духовной академии были арестованы и исключены из учебных заведений, Щапова сослали в Сибирь. Архим. Вениамин, в качестве инспектора отвечавший за дисциплину и порядок в духовной академии, также был подвергнут административному взысканию.

С 31 марта 1864 года - ректор Харьковской духовной семинарии и настоятель Старохарьковского Преображенского монастыря.

Искренно верующий профессор, глубоко возмущался современным шатанием умов в обществе и литературе и горячо восставал против этого в аудитории и частных беседах.

24 июня 1872 года был назначен, а 30 июля - хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

В 1876 году председатель вновь открытого комитета православного Миссионерского общества в Харькове.

С 9 апреля 1883 года - епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии.

В 1898 году стал почетным членом Казанской духовной академии.

Жил в Ипатьевском Костромском монастыре (резиденции костромских епископов и викариев). Постник, аскет, старец-подвижник, молитвенник. Простолюдины костромичи величали любимого владыку "другим батюшкой отцом Иоанном", сравнивая его с о. Иоанном Кронштадским.

Он был малого роста и народ прозвал его "Воробушко". Дожил до глубокой старости. Слыл прозорливцем. Его знали скорее не как архипастыря, а как старца-подвижника мудрого, духовного советника. Простой народ посещал его каждодневно толпами, желая получить его благословение и найти у него утешение, наставление, укрепление в вере и благочестии.

С 1902 года по состоянию здоровья он уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 году русско-японской войны.

Скончался 13 июня 1905 года. Погребен в Никольском приделе церкви св. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила его вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в конце 1950-х годов Никольский придел, возведенный в начале XX в., был разобран и могила оказалась вне храма. В 1990-х, после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места его погребения, была установлена в трапезной части церкви.

Сочинения

  • Христос - свет для сокровенной глубины душ человеческих. // "Православный собеседник". 1861, 1.
  • Вопрос о вере. // "Православный собеседник". 1861, II.
  • "О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемый разными вероучителями" и "Вопрос о вере". "Прав. Собес." 1861, II.
  • "Светлая сторона смерти, примечаемая взорам веры". "Прав. Собес." 1862, I.
  • "Несостоятельность рационализма мнимой религии естественной"."Прав. Собес." 1862, II.
  • "Богопознание". "Прав. Собес." 1862.
  • "Любовь Божия, привлекаемая мудростью". "Прав. Собес." 1862.
  • "Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истины веры и поддержания в людях чистой нравственности". "Прав. Собес." 1862.
  • "Разум христианский". "Прав. Собес." 1862.
  • "Дух евангельской заповеди о прощении обид". "Прав. Собес." 1862.
  • "Возможна ли нравственность без догматов веры". "Прав. Собес." 1862.
  • "Истинное достоинство человека". "Прав. Собес." 1863.
  • "Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума". "Прав. Собес." 1863, I - II.
  • "Русский раскол пред судом истины и Церкви". "Прав. Собес." 1864, I - III.
  • Об отношении общества к Божественной вере христианской. СПб., 1871;
  • Собр. слов и размышлений. Кострома, 1908.

Литература

  • Знаменский П. В. История КазДА. Каз., 1892. 3 ч.;
  • Юбилейное торжество преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии, 29 сент. 1895 г. // Костромские ЕВ. 1895. № 21. Ч. неофиц. С. 487-499
  • Сырцов И. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745-1898 гг.). Кострома, 1898. С. 49
  • "Приб. к "ЦВ" 1905, № 25, с. 1046-1047.
  • -"- 1905, № 32, с. 1365-1366.
  • "Прав. Собес." 1899, ноябрь, с. 180.
  • -"- 1905, июль - август, с. 8.
  • "Душ. Собес." 1905, с. 364.
  • "Моск. Вед." 1905, № 163.
  • "Истор. Вестн." 1905, август.
  • "Изв. Каз. еп." 1883, № 10, с. 294.
  • "Прав. Обозр." 1876, т. II, май - август, с. 773.
  • Булгаков, с. 1403, 1416.
  • БЭС т. I, стб. 475.
  • БЭЛ т. III, стб. 297 - 299.
  • НЭС т. X. стб. 150. и доп. т. I, с. 403.
  • Мануил, арх. Каталог русских архиереев, ч. 2, 1959.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии
  • -"- на 1894 год", с. 78.
  • -"- на 1903 год", с. 110.
  • -"- на 1904 год", с. 108.
  • -"- на 1905 год", с. 100.
  • "Список архиереев Иерархии Всерос." СПБ 1896, № 428, с. 62
  • Кончина и погребение преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, викария Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1905. № 12. Ч. неофиц. С. 393-403
  • Знаменский. "История Казанской Духовной Академии" (Биографические сведения).
  • Брошюра А. Р-аго. "Юбилейное торжество Преосвященнейшего Вениамина, викария Костромского, епископа Кинешемского, 29 октября 1895 года." Кострома, 1895; "Кос. ЕВ" 1895.

Использованные материалы

Редакция текста от: 18.08.2016 07:10:50

"ВЕНИАМИН (ПЛАТОНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google