АВИАФАР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Авиафар (евр. Эвьятар; отец изобилия, полнота), сын Ахимелеха, сына Ахитува, десятый первосвященник Иудейский и четвертый из рода первосвященника Илия.

По приказанию царя Саула, Доик Идумеянин напал на священников Господних в Номве и умертвил их. В числе убитых был и Ахимелех. Спасся только один сын его, Авиафар, который, захватив с собой льняной ефод (отличительная, существенная часть священнических одежд), убежал к Давиду в Кеиль и рассказал ему как поступил Саул (1 Цар 22:20; 1 Цар 23:6). Давид принял Авиафара под свою защиту. С помощью принесенного ефода Давид неоднократно узнавал волю Господа (1 Цар 23:9-12; 1 Цар 30:7 и след.).

После воцарения Давида Авиафар, происходивший от Ифамара, младшего сына Аарона, и назначенный Саулом Садок, потомок Аарона по линии его старшего сына Елеазара (1 Пар 24:3), делили сан первосвященника (2 Цар 15:24,35; 1 Пар 15:11; 3 Цар 4:4).

Авиафар, всю жизнь хранивший верность Давиду, включая и время восстания Авессалома, все же перешел вместе с Иоавом на сторону старшего царского сына Адонии (исходя из древнего представления о престолонаследии, согласно которому преимущественное право сохраняется за первородным сыном). Адония восстал против престолонаследия Соломона (3 Цар 1:7). Когда после смерти Давида Адония вновь попытался заявить свои права на престол (3 Цар 2:22), Соломон положил конец этому заговору. Авиафару, как священнику Давида и его соратнику, единственному из заговорщиков сохранили жизнь, но сослали в Анафоф. Он и его сыновья потеряли право на сан первосвященника (3 Цар. 2:26 и след.), которое теперь полностью перешло к Садоку, сохранившему верность Соломону. Так исполняется слово Божьего суда над домом Илия (1 Цар 2:27-36).

Однако в ряде мест (2 Цар 8:17; 1 Пар 18:16; 1 Пар 24:3,6,31) вместо Авиафара священником, наряду с Садоком, назван его сын Ахимелех (Авимелех). Эта замена могла быть связана с тем, что Авиафар принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида. Возможно, Авиафар (или его сын Ионафан) был автором или поручителем истории Давида, изложенной во 2-й и 3-й книгах Царств. Полагают также, что пророк Иеремия мог быть потомком Авиафара, сосланного в Анафоф (Иер 1:1).

Имя Авиафара упоминается в Евангелии Марка (Мк 2:26) [1].

Использованные материалы

  • Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза



[1]  Объяснение слов Ев. Марка об Авиафаре см. Толк. Еванг. арх. Михаила кн. II, стр. 33-34

Редакция текста от: 28.08.2016 14:34:44

"АВИАФАР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google