АВЕССАЛОМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Авессало́м (евр. Авшалом - отец мира, отец - это мир), третий сын Давида, родившийся в Хевроне от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая (2 Цар 3:3).

Авессалом был наделен необычайной красотой и великолепными волосами (2 Цар 14:25 и след.).

Когда старший сын Давида Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, Давид разгневался, но оставил это безнаказанным. Спустя два года Авессалом пригласил Амнона на праздник стрижки овец и распорядился убить его. После этого Авессалом бежал к своему деду Фалмаю в Гессур, расположенный восточнее Геннисаретского озера. Давид был опечален, но ничего не предпринял (2 Цар 13).

Через три года Иоав, воспользовавшись любовью Давида к Авессалому, уговорил царя оправдать его, что дало возможность последнему безнаказанно вернуться в Иерусалим. Со стороны это выглядит так, как если бы Давид только исполнил просьбу Иоава. Сначала Авессалом не был принят ко двору, но через два года добился полного примирения (2 Цар 14).

Между тем в его душе созревал мятежнический замысел занять силою престол своего отца. Авессалом завел личную охрану, пытался за спиной отца склонить израильтян на свою сторону, начал "вкрадываться в сердце израильтян" (2 Цар 15:1-6), обещая им лучшее правосудие, чем при его отце. Централизация власти при царе Давиде, вероятно, вызвала некоторое недовольство, что было выгодно Авессалому.

Через 4 года он решил, что его время пришло. Заговорщики собрались в Хевроне. Самым опасным и способным среди них был Ахитофел, советник Давида, дед Вирсавии. Получив известие о восстании, Давид со своим двором и надежным войском покинул Иерусалим, оставив там преданных ему священников и своего доверенного Хусия архитянина (2 Цар 15; ср. Пс 3). По совету Ахитофела, Авессалом на глазах у всех вошел к наложницам Давида (2 Цар 16:22). Так он формально вступил в права наследника Давида, окончательно отказался от всякого примирения (2 Цар 16:15 и след.) и, одновременно, исполнил Божий суд над Давидом (2 Цар 12:9-11).

Ахитофел советовал отправиться в погоню за Давидом во главе отряда отборных воинов и убить царя. Совет был мудрый, но из-за присущей ему неуверенности Авессалом просил совета и у Хусия. Тот, втайне смеясь над честолюбием Авессалома, предложил не рисковать, а действовать наверняка и отказаться от нападения на царя небольшим войском. Авессалом позволил заманить себя в эту ловушку и, таким образом, в первый же вечер своего правления утратил все шансы на успех. В этом открылся Божий суд над Авессаломом. Ахитофел сразу же осознал безнадежность положения и кончил жизнь самоубийством. Хусий через священников Садока и Авиафара предостерег Давида, и, перейдя через Иордан, царь избежал опасности (2 Цар 17). Авессалом собрал свои войска и последовал за Давидом, который пришел в Маханаим. Войска встретились в сражении в лесу Ефремовом, и Авессалом, понеся большие потери, потерпел поражение.

Спасаясь бегством на муле, Авессалом запутался волосами в ветвях большого дуба и повис. Его, живого, но беспомощного, нашел Иоав и, нарушая приказ Давида о даровании Авессалому пощады, вонзил в его сердце три стрелы. Десять оруженосцев Иоава добили Авессалома и бросили в яму, набросав сверху кучу камней (2 Цар 18). Боль Давида не знала границ, и только когда жестокий Иоав пригрозил ему новым отпадением, царь сел у ворот, чтобы встретить победителей (2 Цар 19:1 и след.).

У Авессалома было три сына (2 Цар 14:27), которые, вероятно, умерли молодыми, поскольку он сам поставил себе памятник в долине царей, обосновав этот поступок словами "нет у меня сына" (2 Цар 18:18). По свидетельству Иосифа Флавия (Древ. X, 7) это был мраморный столб, находившийся в двух стадиях от Иерусалима. В долине Иосафатовой близ Иерусалима доселе еще существует древний, высеченный над скалой памятник, который по преданию считается гробницею Авессалома; но это не совсем вероятно: архитектура его видимо принадлежит более новому времени. Неизвестно, стоял ли древний памятник Авессалома на том самом месте, на котором находится ныне существующий.

Дочь Авессалома, названная им Фамарью в честь сестры, вероятно, была женой Уриила из Гивы и бабушкой царя Авии (2 Цар 14:27; 2 Пар 11:20-22; 2 Пар 13:2).

Использованные материалы

  • Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание. - М.: Терра, 1990. Стр. 14-15
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза

Редакция текста от: 30.07.2016 09:34:28

"АВЕССАЛОМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google