ОСАКСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Осакский Покровский храм в Суйте
Осакский Покровский храм в Суйте
Осакский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Суйте Киотоской епархии

Храм расположен на возвышенности в квартале Яматэ, в пяти минутах ходьбы к северо-востоку от железнодорожной станции Тоёцу по линии Ханкюу-Сэнри, в 20 минутах ходьбы к северо-западу от железнодорожной станции Суйта по линии JR.

Осакский Покровский молитвенный дом
Осакский Покровский молитвенный дом

Становление общины

Первым жителем Осаки и первым известным японцем принявшем Православие стал купец Татэкава Дэмбэй, вынесенный тайфуном на берег Камчатки в 1695 году, обосновавшийся в Москве и принявший крещение под именем Гавриила Богданова в 1710 году. Первым проповедником в городе стал катехизатор Петр Сасагава, трудившийся в Осаке в 1874 году. Как второй по населению и торговле город Японии, святитель Николай (Касаткин) сразу наметил Осаку как центр проповеди для Запада страны. Начиная с 1875 года здесь периодически имели пребывание русские миссионеры-благочинные, среди которых были важнейшие помощники равноапостольного Николая. Временем рождения православной общины в Осаке считается 1878 год, когда 33 оглашенных здесь приняли крещение у иеромонаха Анатолия (Тихая). Среди первых членов общины был Павел Накаи Цугумаро, который впоследствии стал ближайшим помощником равноапостольного Николая в его переводческих трудах. В том же году приход получил первого постоянного японского настоятеля - отца Иакова Такая, которому было вверено также попечение о всей Японии к западу от Осаки.

Первоначально осакские прихожане собирались во временных молитвенных помещениях, устроенных в частных домах. Вначале действовала молельня великомученика Пантелеимона Целителя в квартале Ёдоябаси-Хигаси (淀屋橋東), с 1879 года - Воскресенский молитвенный дом в Хигаси-ку (по адресу 東区道修町5丁目). В 1882 году архимандрит Анатолий (Тихай) на собранные в России средства приобрёл в восточной части города на возвышенном месте в квартале Коку-мати (по адресу 東区石町一丁目十番地三橋楼) участок в 603 цубо, где был построен миссионерский дом с молитвенным домом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году приход посетил святитель Николай Японский. В 1882-1884 годах при приходе действовало катехизаторское училище под началом отца Анатолия. Изначальная огромная территория Осакского прихода скоро уменьшилась благодаря возникновению новых приходов в Западной Японии.

Осакский Покровский храм. Фото ок. 1910 г.
Осакский Покровский храм. Фото ок. 1910 г.

Храм-памятник в центре Осаки

В 1908 году в Осаке было решено построить величественный храм в память русских военнопленных, скончавшихся в Японии в годы русско-японской войны. Пожертвования на церковь собирали русские воины. Сбор средств проходил и при содействии владыки Андроника (Никольского), вынужденного из-за болезни вернуться в Россию. 5000 рублей пожертвовала государыня императрица Александра Феодоровна. Осакские христиане собрали между собой для постройки церкви сумму равную ещё 1000 рублей. Иконостас был пожертвован Александром Григорьевичем Елисеевым из Санкт-Петербурга, а набор из шести колоколов - Николаем Андреевичем Колесниковым из Москвы.

13 августа 1909 года святитель Николай (Касаткин) в сослужении отца Симеона Мии совершил освящение основания Покровского храма "в поминовение русских воинов, погребенных в Хаматера [1] и других местах Японии" [2]. Храм был освящён 12 июля 1910 года равноапостольным Николаем и епископом Киотоским Сергием. Работы по постройке и благоустройству храма проходили под близким наблюдением первого японского православного архитектора - Моисея Кавамуры.

Первый Осакский храм стал деревянной церковью близкой по форме к Киотскому храму. Как в Киото, основной объём и шатровая колокольня были увенчаны небольшими главками; восточная часть была завершена крупной гранёной апсидой. Особенностью храма была крыша, покрытая медными листами, вместо традиционной черепицы. Дубовый трёхъярусный иконостас и стены храма были украшены образами письма художника Андрея Петровича Розанова. Пол Покровской церкви был устлан красным ворсистым ковром. Храм занимал площадь приблизительно 75 цубо.

Ко времени возведения храма в ведение Осакского настоятеля, кроме самого метрополиса, входили также общины города Вакаяма и городов префектуры Хёго: Кобе, Какогава, Акаси и Химэдзи. В 1914-1920 годах, как отделение Токийского, при Осакском приходе вновь открылось Осакское катехизаторское училище. В 1925-1940 годах приход издавал собственный бюллетень "Нанива Сэйкёо" (『浪華正教』 - "Нанивское Православие"). В 1920-е и 1930-е годы приход особо славился своим хором, который кроме собственно пения занимался публикацией православных песнопений для нужд всей Японской Церкви. Приходской хор под руководством Тита Катоо Наодзироо выступал с концертами, а в 1938 году запись богослужения в Осакском храме впервые транслировалась по японскому радио.

Осакский временный храм. Фото сер. XX в.
Осакский временный храм. Фото сер. XX в.

Послевоенная церковь

7 июня 1945 года храм и иные приходские постройки были полностью уничтожены в ходе американских бомбардировок. Уцелели лишь основа алтаря с частицей мощей мученика Мардария, колокола, и некоторые заблаговременно спрятанные священные сосуды. В течение следующих трёх лет богослужения совершались во временном здании. В апреле 1948 года прихожане построили на прежнем участке временный храм, освященный владыкой Вениамином (Басалыгой). Временная церковь с обыкновенной шиферной двускатной крышей заняла площадь в 26 цубо.

При крайней стеснённости средств и условий, в послевоенный период бурно развивается деятельность приходского молодёжного кружка, хора и воскресной школы. В 1955 году возобновилась публикация приходского бюллетеня "Нанива Сэйкёо". В декабре 1958 года приход посетил архиепископ Токийский Ириней (Бекиш), в связи с чем было решено строить новую церковь.

Храм в Суйте

Продав участок в центре города, община смогла построить обширный храм и дом для собраний верующих в соседнем городе Суйта. Проект составил Мии Митио, сын известного протоиерея Симеона Мии. Новый храм унаследовал алтарную частицу мощей, колокола, некоторую утварь и каменные привратные столбы от прежней церкви. В 1962 году в новую Осакскую церковь был перенесён исторический иконостас прежде находившийся в обветшавшем Токийском (бывшем Мацуямском) Никольском храме. 15 апреля 1962 года последовало торжественное освящение храма, которое возглавил архиепископ Токийский Никон (де Греве) в сослужении 11 священников и стечении более 800 мирян. Прежний временный Осакский храм был в 1963 году передан общине в Янаихара.

В последующий период развивалась деятельность молодёжного кружка, хора, а также вновь составившегося общества изучения монашества. Осакский хор выпустил несколько пластинок, отразивших общеяпонский стандарт православного пения 1960-х-1970-х годов. В 1968 году Кобеская община, прежде окормлявшаяся Осакскими настоятелями, выделилась в особый приход, к которому были причтены и другие общины Хёгоской префектуры. При учреждении самостоятельной Киотоской епархии в 1970 году её фактическая штаб-квартира разместилась в приходском доме при Осакском храме. Здесь имел пребывание владыка Феодосий (Нагасима) в бытность Киотским епископом, здесь действовала епархиальная консистория, публиковался епархиальный журнал "Ниси-Нихон Сэйкёо" (『西日本正教』 - "Западно-Японское Православие").

5 октября 1975 года, после ремонтных работ в храме, церковь была вновь освящена митрополитом Токийским Феодосием. С 1977 года настоятель прихода и ведущий историк Японской Православной Церкви протоиерей Прокл Усимару возобновил публикацию бюллетеня-журнала "Нанива Сэйкёо". Отец Прокл расширил и упорядочил уникальную библиотеку собранную при храме; этот труд впоследствии был продолжен протопресвитером Иустином Ямагути. В 1978 году приход отметил своё столетие, сопроводив торжества рядом публикаций. В последующие годы произошло дальнейшее разукрупнение прихода, так что к началу 2000-х годов, кроме собственно Осакской общины, местный настоятель окормлял только общину Хиросимы. В 2006 году на приходском участке была сооружена костница в виде небольшой часовни.

Костница при Осакском Покровском храме. Фото 4 октября 2008 г.
Костница при Осакском Покровском храме. Фото 4 октября 2008 г.

Статистика

  • 1897 - 51 семья, 316 прихожан [3]
  • 1911 - наличных: 108 семей, 370 человек; по спискам: 528 человек [4]
  • 1926 - наличных: 88 семей, 324 человека [5]
  • 1956 - 113 семей, 463 прихожанина [6]
  • нач. 1978 - 231 семья, 556 прихожан [7]

Архитектура

Покровский храм в Суйте является крупной двухэтажной железобетонной постройкой. Основной объём и колокольня увенчаны луковичными главами. С востока храм завершён массивной апсидой. Высота основного объёма достигает приблизительно 20 метров, колокольни - около 23 метров, площадь храма - около 103 цубо. Храм вмещает несколько сот прихожан. Двухярусный иконостас из мастерской Василия Гурьянова датируется 1907 годом. Пол храма покрыт красным ковром.

Духовенство

Миссионеры-благочинные

Настоятели

Священники

Диаконы

Использованные материалы

  • 長司祭プロクル牛丸康夫著『大阪正教会百年史譚』吹田:大阪ハリストス正教会(Усимару Прокл Ясуо, прот., Оосака сэйкёокай хякунэн-си-тан (Рассказы из столетней истории Осакской православной церкви), Суйта: Осакская Христова православная церковь)、1978。
  • 司祭ダヴィド水口優明「大阪ハリストス正教会の沿革」、официальный сайт прихода Осакского Покровского храма по изд. 吹田移転50周年記念『写真で見る大阪正教会の歴史』:
  • Страница портала Православие на Дальнем Востоке:



[1]  Ныне в черте города Такаиси Осакской городской префектуры.

[2]  Дневники свт. Николая Японского, запись от 13 августа 1909 года.

[3]  『大阪正教会百年史譚』吹田:大阪ハリストス正教会、1978、31。

[4]  『大日本正教会公会議事録』東京:日本正教会、1911、53。

[5]  『日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会事務所、1926、162。

[6]  『公会議事録』東京:日本ハリストス正教会、1956、(9)。

[7]  『大阪正教会百年史譚』吹田:大阪ハリストス正教会、1978、38。

Редакция текста от: 24.08.2016 18:49:24

"ОСАКСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google