ШЕНУТЕ АТРИПСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Авва Шенуте Архимандрит. Фреска, ок. VII в., алтарь храма Красного монастыря близ г. Сохаг, Египет. Фото E. Bolman (American Research Center in Egypt)
Авва Шенуте Архимандрит. Фреска, ок. VII в., алтарь храма Красного монастыря близ г. Сохаг, Египет. Фото E. Bolman (American Research Center in Egypt)
Шенуте Атрипский, Сен(н)уфий/Синуфий Знаменосец (ок. 332-348 - 436-466 [1]), архимандрит Белого монастыря близ Атрипе в Верхнем Египте, один из наиболее почитаемых святых Коптской церкви

Иногда отождествлялся с православным святым IX века, прп. Сеннуфием Латомским

Родился в деревушке Шеналолет (как предполагают, ныне это селение Гезирет-Шандавиль, севернее города Сохаг, Египет) [2] в семье крестьянина. В детстве он был отдан отцом в подручные к пастуху и пас овец.

Затем его дядя по матери Пжоль, настоятель Белого монастыря, взял его в обитель. Здесь он показал себя как суровый подвижник и деятельный монах, сделался выдающимся оратором и писателем, а также волевым руководителем. В 383 году, после кончины дяди, наследовал ему на посту настоятеля.

Значительно перестроил и расширил вверенную ему обитель, вникая во все детали монастырской жизни. Вокруг Белого монастыря появились другие, подчинённые Шенуте, в том числе женский. К концу земной жизни чтимого аввы и архимандрита под его началом было 2200 монахов и 1800 монахинь. В этих обителях был принят устав на основе Пахомиева, но более строгий (часто применялись телесные наказания, что однажды даже привело к смертельному исходу).

Прославленный настоятель стал выдающейся личностью в жизни Верхнего Египта конца IV-первой половине V века. Помимо управления монастырём и другими подчиненными ему монашескими общинами, он заступался за бедняков, выступал против злоупотреблений чиновников и помещиков. За стенами его монастыря укрывались окрестные жители во время набегов кочевников; монастырь кормил и поил их в течение многих дней, больных лечили монастырские врачи, а пленных выкупали на средства монастыря. Его влияние было столь велико, что во время народных волнений в Александрии комит и префект являлись к нему за объяснениями.

Его "Житие" изобилует описаниями чудес, которыми Шенуте славился и за пределами Египта. Славянское предание сохранило повествование, о том как однажды перед сражением император Феодосий Великий послал за знаменитым подвижником, чтобы заручиться его благословением и молитвами. Шенуте велел ему передать, что не может явиться в Константинополь, но прислал царю свою иноческую рясу и посох. Отправляясь в бой, император надел эту рясу под доспехи, взял в руку его посох и, благодаря молитве Шенуты, одержал блестящую победу. Поэтому египетского подвижника прозвали знаменосцем.

В своей борьбе с язычеством известен сожжением языческих храмов и диспутами с языческими философами. Как поборник чистоты веры, был избран сопровождать святителя Кирилла Александрийского на III Вселенский Собор в Эфесе, где боролся с ересью Нестория.

Скончался 7 числа месяца эпипа (т. е. 1 июля), после краткой болезни.

Шенуте и монофизитство

Согласно распространённой ныне точке зрения, с вызреванием новой христологической смуты Шенуте поддержал монофизитство и стал его главным распространителем среди египетского монашества и простого народа [3]. Заявляется, что он рьяно поддержал Диоскора на Разбойничьем Соборе в 449 году [4].

Однако, если Шенуте скончался в 436 году, как утверждают некоторые исследователи [5], он не мог участвовать в Разбойничьем Соборе и заниматься деятельным насаждением монофизитства в противоположность Православию. Развёрнутая биографическая статья о Шенуте в "Коптской энциклопедии" также ничего не говорит о его позиции в монофизитском споре и предполагаемом участии в Соборе 449 года [6].

Сочинения

Оставил богатое литературное наследние, став классиком коптской словесности. Ему принадлежат проповеди и поучения, послания и правила монастырского общежития. Многие из дошедших до нас произведений Шенуте являются полемическими обличениями язычества и иных христианских исповеданий, другие касаются нравственности и распорядка монастырской жизни. Есть и описания аллегорических видений, и документально точные описания нашествий кочевников. Кроме коптского, труды его сохранились на эфиопском, ассирийском и арабском. До сих пор не все произведения, атрибуированные ему, изданы; для некоторых из них атрибуция ошибочна.

Знал греческий язык, но писал на коптском. Великолепное владение словом оказывали и оказывают сильнейшее воздействие на его аудиторию. В совершенстве пользуется метафорами, сравнениями, аллегориями, приводя живые примеры, вызывая в представлении слушателей прекрасные и устрашающие образы, грозно громя пороки и поэтически воспевая добродетели. Его сочинения также являются примерными с грамматической точки зрения: строгость и стройность синтаксических построений сочетается в них с богатством синтаксических средств. Для последующих поколений коптских писателей он остался непревзойдённым образцом.

Память

"Житие" Шенуте, написанное его учеником и непосредственным преемником по настоятельству Белым монастырем Бесой (Висой), сохранилось в бохайрской, арабской и эфиопской версиях, между которыми есть отличия. Франсуа Но [7] предполагал, что оригинал "Жития" Шенуте был создан на греческом, с которого были сделаны независимо сирийский и коптский переводы (к коптскому тексту восходят последовательно арабский и эфиопский) [8].

Согласно преданию, после кончины Шенуте жители Ткоу (Кау эль-Кебир, греческий Антеополь, напротив города Тима), Шмина (город Ахмим) и Псой (Эль-Манша, греческая Птолемаида) собрались в Белом монастыре, чтобы утешать его ученика и наследника, Бесу, и просили его рассказать о жизни Шенуте. В результате было составлено "Житие" Шенуте, делающее акцент на связанных с ним чудесах. Шенуте стал основоположной личностью в становлении Коптской церкви - классиком и во многом создателем коптского литературного языка и великим деятелем коптского монашества. В Коптской церкви Шенуте поныне остаётся одним из наиболее почитаемых святых и носит эпитет "Великого"; широко его почитание и в других антихалкидонитских сообществах.

Одно сказание о Шенуте - эпизод о его благословении императора Феодосия Великого и чудесной помощи царю через рясу и посох монаха - проникло в некоторые месяцесловы Православной Церкви, где подвижник именуется на греческий лад Сеннуфием (Сенуфием, Синуфием) Знаменосцем. В частности, это сказание встречается в "Житиях" святителя Димитрия Ростовского, в составе повествования о перенесении мощей мучеников Кира и Иоанна под 28 июня [9]; в "Охридском Прологе" святителя Николая (Велимировича) [10] и в "Житиях" Макария Симонопетрского [11] Сеннуфию под этой датой даже указана отдельная память. Однако во всех этих случаях содержание житийного сказания ограничивается лишь эпизодом с императором Феодосием, а параллель со знаменитым Шенуте Атрипским не проводится.

Литература

  • Schroeder C. T., Monastic Bodies. Discipline and Salvation in Shenoute of Atripe, Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2007.
  • Ariel G. Lopez., Shenoute of Atripe and the Uses of Poverty. Rural Patronage, Religious Conflict, and Monasticism in Late Antique Egypt. Publication Year: 2013:

Использованные материалы



[1]  Датировки обычно согласуются с указанием "Жития Шенуте" Бесы (Висы) на то, что Шенуте прожил 118 лет. У о. Георгия Флоровского кончина датируется периодом с 450 по 466 год; у Еланской годы жизни указаны как 333-451, а у о. Иоанна Мейендорфа - ок. 348-466. См. Fr. Georges Florovsky, The Byzantine Ascetic and Spiritual Fathers, http://www.holytrinitymission.org/books/english/fathers_flor...htm; Изречения Египетских Отцов. Памятники литературы на коптском языке, введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской, СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001, http://fond.predanie.ru/lib/index-read.php?ELEMENT_ID=82914; Иоанн Мейендорф, прот., Единство Империи и разделения христиан, http://predanie.ru/lib/book/71912/. Особняком стоит мнение, высказанное в "Святоотеческой библиографии" А. Г. Дунаева, что "вопреки установившимся в науке мнениям, основанным на ненадежных и даже легендарных сведениях, кончина Шенуте датируется 7 епифа (1 июля) 436 г., в возрасте 75—77 лет". См. http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Shenute.htm

[2]  Локализация селения, согласно Изречения Египетских Отцов. Памятники литературы на коптском языке, введение, перевод с коптского и комментарии А. И. Еланской, СПб.: Изд-во "Алетейя", 2001

[3]  Волков Д. В., История Христианства, СПб., 2011, http://refdb.ru/look/1877694-pall.html

[4]  Иоанн Мейендорф, прот., Единство Империи и разделения христиан, http://predanie.ru/lib/book/71912/

[5]  См. "ИАБ. Раздел 4 Шенуте из Атрипы и его ученик Беса", Святоотеческая библиография А. Г. Дунаева, http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Shenute.htm

[6]  Kuhn, K. H., "Shenute, Saint", The Coptic Encyclopedia, Aziz S. Atiya, ed., NY: Macmillan, 1991, vol. 7, http://ccdl.libraries.claremont.edu/cdm/singleitem/collectio...c/3

[7]  См. его изд .сирийской версии Жития: F. Nau. Une version syriaque inédite de la Vie de Schenoudi // Revue sémitique d’épigraphie et d’histoire ancienne. 1899. 7. 356-368; 1900. 8. 153-167, 252-265, http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5453721v

[8]  "ИАБ. Раздел 4 Шенуте из Атрипы и его ученик Беса", Святоотеческая библиография А. Г. Дунаева

[9]  Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых, 28 июня, "Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна", http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/546

[10]  Охридский пролог за 28 июня, по-русски: http://zlatoslov.ucoz.net/okhridski_prolog-juni.pdf; по-английски: http://98.131.104.126/prolog/June28.htm

[11]  Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. V. - С. 809.

Редакция текста от: 12.07.2016 11:07:19

"ШЕНУТЕ АТРИПСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google