ВАССИАН (САНИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский
Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский
Вассиан II (Санин) (+ 1515), архиепископ Ростовский, святитель

Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. [1]) и в Соборе Ростово-Ярославских святых

Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого. Вассиан от "юности сопребывал" с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре. Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель.

Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре, где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы, "осквернивъшаго святительский великий престол", т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих. Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем. В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик.

Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря. В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков).

18 января 1506 года Вассиан (Санин) был хиротонисан во архиепископа Ростовского и Ярославского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Симон. До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная архиеп. Вассианом в июле 1506 года Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского монастыря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»).

При архиеп. Вассиане в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора.

Архиеп. Вассиан неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа, о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева), добавляя при этом: "А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана". В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве "у пустынников" в заволжских обителях, то он "послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю".

После перехода Волоколамского монастыря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. Серапионом, в епархии которого находился монастырь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 году, лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона архиеп. Вассиан спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием архиеп. Вассиана на митрополита, характеризуя его "легка умом и легчайша разумом". Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил [2]. 8 июля 1509 года прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 августа 1511 года ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви - митр. Варлаама.

Архиеп. Вассиан скончался 28 августа 1515 года в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в Ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского монастыря под 28 августа отмечена память вл. Вассиана, при жизни сделавшего в монастырь значительный вклад - 730 р.

Сочинения

Архиеп. Вассиан является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в двух редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии, расписавшем монастырский храм.

Опись Волоколамского монастыря 1545 года называет ряд рукописей, переписанных Вассианом или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник "старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго", 2 Ирмология, один из которых переписан Вассианом.

Вассиан был адресатом послания Н. Булева, католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католической и православной Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ Вассиана не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора.

Публикации

  • Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным / Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского // Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149;
  • Жития святых в древнерус. письменности. Вып. 1: Тексты. Исслед. Мат-лы / Отв. ред., сост. и вступ. ст. М. С. Крутовой. М., 2002. С. 103-152.

Литература

  • АИ. Т. 1. С. 530;
  • ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 539-540; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 375, 393, 405; Т. 13. Ч. 1. М., 2000. С. 2, 26;
  • Леонид (Кавелин), еп. Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим // ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8;
  • Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. № 66 (245);
  • Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101;
  • Архив П. М. Строева // РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127;
  • Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368;
  • Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87;
  • Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.
  • Крылов А. Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 103-105;
  • Хрущов И. Исследование о соч. Иосифа Санина. СПб., 1868. С. 38, 130;
  • Жмакин В. И. Памятник рус. противукатолической полемики ХVI в. // ЖМНП. 1880. Окт. Ч. 211. С. 319-332;
  • Строев. Списки иерархов. Стб. 150, 332;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 370, 377; Кн. 4. Ч. 1. С. 64, 85, 87, 108, 207, 271, 342;
  • Титов А. А. Ростовская иерархия. М., 1890. С. 53-54; Токмаков И. Ф. Ист. и археологическое описание Моск. ставропигиального первокл. Симонова мон-ря. М., 1896. Вып. 2. С. 101;
  • Майков Л. Н. Последние труды // ИОРЯС. 1900. Т. 5. Кн. 2. С. 389-390;
  • Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. № 26. С. 433-435;
  • Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиеп. Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21. М.; Л., 1965. С. 147-165;
  • Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. ХV-XVI в.). М., 1977. С. 39-43, 46, 48, 64, 74, 85-86, 100, 108, 201, 282-283, 307-308;
  • Лурье Я. С. Вассиан Санин // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 125-126.

Использованные материалы



[1]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1891/sxsaintinfo.aspx

[2]  Послания Иосифа Волоцкого. С. 222-223

Редакция текста от: 06.02.2016 17:17:56

"ВАССИАН (САНИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google