ВОРОНЕЖСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Воронежский Богоявленский храм. Фото пользователя Олега В., с сайта sobory.ru
Воронежский Богоявленский храм. Фото пользователя Олега В., с сайта sobory.ru
Воронежский храм в честь Богоявления Господня (Воронежская епархия)

Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д. И. Самбикин считал, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года.

В 1713 году началось строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского.

В очередной крупный пожар в ночь на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. Это не означает, что здесь никого не хоронили, просто летописцы интересовались в первую очередь судьбой людей своего круга и местной знати, а у Богоявления обитали в основном мещане и ремесленники.

В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь святой Пелагии, святой покровительницы своей жены, освященный 4 мая. Придел имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д. И. Самбикин, правда, отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в местных - единственной.

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванович Клейнер (02.09.1823 - после 1865) по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками.

В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов.

Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810 - 1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов. Священнику Фоме Петропольскому удалось изменить ситуацию: при нем церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником дохода стали взносы на поминовение умерших.

В 1870-80-е годы, при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове (1820 - 1905) была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей.

В начале XX века при храме было открыто церковноприходское училище.

В начале 1920-х годов в Богоявленской церкви служили обновленцы.

С 1922 года во главе общины стоял церковный исполнительный комитет, нанимавший по своему усмотрению священника и псаломщика.

В июне 1924 года верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля.

В мае 1925 года отец Сергий Соболев обратился в церковный совет с заявлением о невозможности существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. Решить эту проблему исполнительный комитет так и не смог.

В июне 1925 года во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах.

В июле 1928 года в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века - метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги, все эти материалы сгорели в годы Великой Отечественной войны.

Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к патриаршей Церкви. Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления.

В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года - церковь ещё действовала.

Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. К 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище. Но проект остался нереализованным. В церкви до конца 1980-х годов оставался швейный цех комбината.

В конце 1980-х годов Богоявленский храм вернули Воронежской епархии. Состояние храма было удручающим: трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка. Почти 20 лет храм пустовал и только к концу 2000-х годов начались восстановительные работы.

Храм приписан к Покровскому кафедральному городскому собору.

Архитектура

Высокий четверик храмовой части и полукруглая апсида рядом с ним сохранились от барочной постройки середины XVIII века. К первоначальному периоду строительства относится, вероятно, и нижняя часть трехъярусной колокольни. Объединяющая храм и колокольню широкая трапезная, притворы с пологими фронтонами у северной и южной стен храма и низкие объемы у основания колокольни относятся к середине XIX века. Алтарную апсиду охватывает еще более поздняя, укрепляющая ее стены, пониженная пристройка с овальными углами.

Декоративная обработка стен основных объемов, характерная для середины XIX века, ориентирована на формы классицизма, переработанные в духе ранней эклектики. Она состоит из руста (линейного у низких объемов и квадрового на стенах храма и колокольни), тянутых мелкопрофилированных штукатурных наличников, которые на восточной стене храма дополнены килевидным подвышением в русском стиле. Венчающий карниз храмовой части опирается на профилированные кронштейны.

Кирпичная стена ограды имеет двое ворот: одни выходят на улицу 25-го Октября, другие - на Первомайскую улицу. Пилоны ворот так же, как лопатки сторожки, декорированы фигурными филенками.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  "Список воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии в 1892 году", Воронежские епархиальные ведомости, 1892, № 13, с. 289.

[2]  Указ № 23, http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=4522&nm=540&gr=20040&c...s=a

[3]  Указ № 65, http://www.vob-eparhia.ru/index.php?city=%20%C2%EE%F0%EE%ED%...040

Редакция текста от: 28.02.2016 17:31:31

"ВОРОНЕЖСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google