ОБНОРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий (+ 1538), насельники Павло-Обнорского Троицкого Комельского монастыря, преподобномученики

Память 10 января (Вологод.) и в Соборе Вологодских святых

При нашествии казанских татар на вологодские земли в январе 1538 года пострадали многие монастыри, в первую очередь на юге Вологодчины - в Комельской и Обнорской волостях. Одним из первых был разорён Иннокентиев Комельский Преображенский мужской монастырь, расположенный недалеко от Павло-Обнорской обители. Некоторым из местных крестьян удалось бежать, они сообщили о надвигающейся беде обнорским инокам, и почти все покинули обитель. Остались 10 человек - старики и те, кто "веры ради ко преподобному не хотяще оставити святаго того места". Они собрались вместе и молились об избавлении от нападения. Престарелый монах-затворник Ефрем, который, "пребывая во святом том монастыри в постех и молитвах и в трудех седмьдесят лет неисходимо ис келия, в велице безмолвии пребысть", задремал и увидел во сне преподобного Павла Обнорского, который предсказал разорение обители, мученическую кончину троих иноков и последующее восстановление монастыря. Ефрем рассказал о своем видении другим, после чего ещё несколько насельников ушли в лес, но к середине дня вернулись в надежде, что в тот день татары не нападут.

Во время вечернего чтения часов в трапезной старец Даниил увидел приближавшихся к монастырю конных татар. Монахи стали прощаться друг с другом и "начаша на себе схимы налагати". Дионисию, выбежавшему из трапезной, татары отрубили голову. Двое других иноков скрылись в трапезной под печью, монаху Ферапонту удалось выйти из трапезной незамеченным. Пятеро монахов были жестоко избиты в церкви, где они укрылись. Затем татары бросились искать добычу в кельях. В одной из келий находился Ефрем с двумя иноками, вероятно своими келейниками Миной и Митрофаном. После долгого истязания Ефрему перерубили шею, Митрофан был убит, Мине пробили голову. Пострадали также миряне, пытавшиеся укрыться за монастырскими стенами. Татары разграбили и сожгли обитель, уцелели лишь Троицкая церковь и строившееся тогда каменное здание Успенского собора.

По сообщению Жития преподобного Павла Обнорского, монастырь подвергся нападению 14 января (в списке РНБ. Соф. № 1493 указана дата 17 января). Ефрем скончался через 10 дней после набега, вслед за ним умерли от ран старцы Герасим и Исаакий; Мина после долгой болезни поправился (здесь в житийном рассказе противоречие: в видении Ефрему преподобный Павел говорил о гибели, помимо самого Ефрема, ещё двух человек; на деле мученическую смерть приняли по крайней мере четверо монахов). В соответствии с предсказанием преподобного Павла монастырь вскоре был отстроен заново.

Сведения о мученической кончине обнорских иноков содержатся во многих списках Жития преподобного Павла Обнорского XVII-XIX вв. [1], в чуде 20-м "О нахождении варваров и о пленении обители преподобного".

Согласно архим. Леониду (Кавелину), память Обнорских преподобномучеников, погребённых в Павловом Обнорском монастыре, отмечалась "10 января, купно с преп. Павлом" [2]. Канонизация Дионисия, Ефрема, Герасима (под именем Иеронима) и Исаакия совершилась включением их имён в Собор Вологодских святых.

Память 10 января в календарях англоязычной версии портала Православие.Ru [3] и на сайте Свято-Троицкой Русской Православной Церкви (приход Московской Патриархии в г. Балтиморе, США [4] обозначена как: "Monk-martyr Ephraim, elder of Obnora, and six monks of Obnora whose relics are incorrupt" и "Martyred Elder Ephraim and six incorrupt monks of Obnora" - то есть: "Прмч. Ефрема, старца Обнорского, и шести монахов Обнорских чьи мощи почивают нетленными". Число "шесть" - ошибочно, что проясняется краткой справкой "Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь" на портале Тульский некрополь: "прмчч. Обнорские Ефрем, Герасим, Иероним, Исаакий, Дионисий и Митрофан" [5]. В этом списке добавлено имя Митрофана, также убитого татарами, однако не включённого в Собор Вологодских святых; Герасим же фигурирует дважды - под своим подлинным именем и под ошибочным "Иероним".

Литература

  • Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 468 [Герасим ошибочно назван Иеронимом];
  • Житие прп. Корнилия Комельского / Публ.: Н. Н. Малинина // Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 187-188;
  • ПСРЛ. Т. 26. С. 318, 324;
  • Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ. / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2005. С. 126-130.
  • Суворов Н. И. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 8-10;
  • Верюжский. Вологодские святые. С. 256-258;
  • Воскресенский А. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. Вологда, 1914. С. 31-33;
  • Ключевский. Древнерус. жития. С. 271-272.

Использованные материалы

  • Шамина И. Н. "Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 340-341:



[1]  См., напр.: ГИМ. Увар. № 1247 (107) (134); РГБ. Собр. Никифорова. № 407; Муз. № 1817, 8188; РНБ. Соф. № 1470, 1473 и др.

[2]  Леонид (Кавелин). Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). - СПб., 1891. - С. 74, http://krotov.info/libr_min/11_k/av/elin_03.htm (Православная энциклопедия, приводя эту информацию, допустила грубую ошибку: вместо "января" напечатано "августа"; в статье также утверждается, что "у Кавелина Герасим ошибочно назван Иеронимом".

[3]  January 11, http://orthochristian.com/calendar/20150110.html.

[4]  http://www.holytrinityorthodox.com/calendar/index.php?year=2...=-4

[5]  См.: http://necrotula.ru/nekropoli/author/42-administrator?start=4630

Редакция текста от: 26.12.2015 08:49:51

"ОБНОРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google