ЖОДИНО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Жодино, город областного подчинения в Белоруссии, административный центр Жодинского сельского Совета Смолевичского района Минской области, в пределах Борисовской епархии. Расположен в северо-восточной части Минской области на реках Плисса и Жодинка, в 40 км от Минска, в 12 км от Борисова и в 20 км от Смолевичей. Через город проходят два магистральных путепровода: железнодорожный путь и автомагистраль Брест-Москва. Население - 63 тыс. (2010)

Основание Жодина относят к 1643 году [1].

Первое упоминание о Жодине, как о Жодинской слободе, появляется в документах в XVIII века. В этот период в Жодине была создана почтовая станция, которая просуществовала почти до конца XIX века.

В 1793 году после второго раздела Речи Посполитой Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была создана Минская губерния и проведена административная реформа, в результате которой Жодино из местечка стало селом Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии.

Через Жодино дважды следовали французские войска во время войны 1812 года.

В 1863 году в Жодино в разгар восстания было открыто народное училище.

Значительное влияние на развитие Жодино оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва-Брест. В этом же году в городе была возведена железнодорожная станция. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускоряла развитие хозяйства, ремёсел и промышленности, что, в свою очередь, привело к росту благосостояния и населения региона.

На начало XX века хозяйство Жодино состояло из железнодорожной станции, водяной мельницы на реке Плиса, лавки, корчмы на тракте и кузницы. Население занималось деревообработкой, ткачеством, плетением, кожевенным и швейным промыслами, лесосплавом и мелкой торговлей.

В ноябре 1917 года на Смолевичской земле установилась советская власть. В феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до 6 декабря 1918 года. После чего Красная Армия заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось под польской оккупацией. Только 9 июля 1920 года после тяжёлых боёв оно было освобождено силами 50-й бригады 16-й Красной Армии.

В 1924 году состоялось новое административное деление на округа, районы, сельские советы. С этого времени Жодино стало центром сельского совета в Смолевичском районе.

Осенью 1920 года в Жодино был организован совхоз "Заречье", а осенью 1929 года - колхоз "Красное Жодино", который насчитывал в 1932 году 74 хозяйства и 360 га земли. В 1933 году в Жодино работали две мельницы, маслобойня, лесопилка, столярная мастерская и две кузницы. В 1935 году закончилось строительство автомагистрали Минск-Москва. К началу войны в Жодино было депо узкоколейной железной дороги.

В 1940-1941 годах на правом берегу реки Плисы началось строительство ГРЭС. К началу Великой Отечественной войны были построены два барака, однако, в связи с началом войны строительство станции временно остановилось.

29 июня 1941 года Жодино было оккупировано немцами. 2 июля 1944 года части 3-го и 29-го танковых корпусов вместе с частями 220-й стрелковой дивизии освободили Жодино.

В 1946 году возобновилось строительство ГРЭС, первая очередь которой в ноябре 1951 года дала ток.

В октябре 1946 года было принято решение о строительстве в Жодино завода торфяного машиностроения. Строительство началось в июне 1948 года, а в мае 1950 года "Торфмаш" выпустил первую продукцию. Однако небольшое предприятие просуществовало недолго. В марте 1951 года завод был переоборудован в завод дорожных машин - "Дормаш". На его базе 5 ноября 1958 года был выпущен первый самосвал, и завод получил название БелАЗ.

В январе 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР Жодино получает статус городского посёлка. Посёлок быстро рос. В Жодино на работу съезжались люди со всего Советского Союза. В 1961 году в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962 году начала функционировать автобаза.

Вслед за БелАЗом вступили в строй трикотажная фабрика в 1975 году, завод опорных конструкций в 1979 году, КЗТШ в 1982 году, развивались строительные организации, торговля, бытовое обслуживание.

Быстрое развитие посёлка и рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963 года статуса города областного подчинения.

В 1992 году по предложению группы депутатов были образованы суд и прокуратура. В 1998 году по представлению исполкома сессия горсовета утвердила герб, а в 1999 году - гимн города Жодино.

Религия

В Жодино существовало две церкви - кальвинистская и православная. В 1745 году православная церковь святого апостола Петра насильственно переведена в унию и переименована в Петропавловскую. Вновь приход стал православным 1859 году.

В 1863 году на месте старой ветхой церкви заложили новый храм, освященный в честь святого Михаила Архангела, который вскоре стала центром Жодинского прихода.

По состоянию на 2015 год Жодино входит в состав Смолевичского благочиния Борисовской епархии.

Храмы

Использованные материалы



[1]  "1 ноября 2007 года на сессии городского Совета депутатов па основании исторических документов и подтверждении их институтом истории Национальной академии наук Беларуси было принято решение принять дату основания города 1643 г." - Сайт Жодинского горисполкома - http://zhodino.minsk-region.by/ru/region/geografy

Редакция текста от: 13.12.2015 20:30:23

"ЖОДИНО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google