МЕЛХИСЕДЕК (АВЕРЧЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Мелхиседек (Аверченко), тюремное фото, 1933 год
Епископ Мелхиседек (Аверченко), тюремное фото, 1933 год
Мелхиседек (Аверченко) (1875 - не ранее 1933), епископ б. Курганский, викарий Тобольской епархии

В миру Аверченко Михаил Евфимович, родился 11 января 1875 года в селе Усохская Буда Краснобудской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии. До 15 лет жил в хозяйстве отца.

С 1890 по 1897 год обучался в Гомельском духовном училище.

В 1897 году пострижен в монашество в монастыре Глинской Пустыни с наречением имени Мелхиседек.

В 1906 году был перемещён в Пржевальский Троицкий Иссык-Кульский монастырь в Туркестане.

20 июля 1906 года возведен в сан иеродиакона, а 15 августа 1907 года во иеромонаха.

В 1914 - 1918 годах служил в разных храмах вокруг своего монастыря в г. Пржевальске.

В 1918 году вернулся в свой монастырь, где служил до его ликвидации. В том же году был переведен в Ташкент.

С 1918 по 1925 год служил одновременно в Ташкенте и в поселке Черняево.

Документально неизвестно, в каком году о.Мелхиседек был возведен в сан архимандрита, но скорее всего, в период 1923 - 1925 г.

По данным митрополита Мануила (Лемешевского), о. Мелхиседек уклонился в обновленчество и 13 июня 1925 года был хиротонисан во епископа Андреевского, но уже в 1926 году принес покаяние и был принят в сущем сане, как ставленник архиереев старого поставления. По мнению Заславского В. Б. [1], о. Мелхиседек причислен к обновленцам необоснованно, поскольку ряд документов 1922 - 1924 гг. свидетельствуют об отрицательном отношении его к обновленцам [2].

В БД ПСТГУ цитируется доклад Луки (Войно-Ясенецкого): "Мелхиседек был рукоположен во епископа православных общин Туркестанской епархии епископами Андреем Ухтомским и Львом Нижне-Тагильским. Епископ Сергий наложил прещение на иеромонаха Мелхиседека, но он не могло иметь силы, так как в это время Мелхиседек уже был рукоположен, о чем епископ Сергий, очевидно, не знал" (источник не указан).

Эти события происходили незадолго до приезда епископа Луки, и в докладе, характеризуя епископа Мелхиседека, он ни одним словом он не упоминает об уклонении в обновленческий раскол. Святитель Лука пишет: "Хотя еп.Мелхиседек не имеет даже среднего образования, но знающие его весьма высоко отзываются о его благочестии, верности, смирении и примерной жизни, о высоком похвальном отношении к пастырским обязанностям. Я рад был бы иметь его своим викарием". Епископ Лука в своем докладе отметил, что, поскольку рукоположение епископа Мелхиседека происходило в его отсутствие, то он посоветовал ему ехать в Москву для получения утверждения его хиротонии и назначения на какую-либо кафедру. Еп. Мелхиседек последовал этому совету.

В мае 1926 года назначен епископом Уразовским, викарием Воронежской епархии.

С 30 октября 1926 года - епископ Пишпеко-Семиреченский, викарий Туркестанской епархии.

17 октября 1929 года был арестован. Сведений о времени нахождения под арестом нет.

Как показывал на допросе 3 февраля 1933 года сам епископ Мелхиседек, с 1929 по 1931 год "в связи с отсутствием вакантных должностей я находился за штатом и жил в Ташкенте".

11 августа 1931 года назначен епископом Троицким.

С конца 1931 года - епископ Курганский. Проживал в Троицке.

19 ноября 1932 года был арестован и обвинен следователем Мальцевым в торговле лампадным маслом и связи с чтимой в народе Дунюшкой, православной странницей из села Чудиново. К февралю Мальцев уже отчитывается о раскрытии очередной антисоветской к/р группировки церковников во главе с епископом Мелхиседеком.

Проходил по групповому делу "Дело епископа Мелхиседека (Аверченко) и священнослужителей и мирян г.Троицка. Челябинская обл., г. Троицк, 1933 г." По делу в составе группы епископа состояли священники тихоновской ориентации Тихон Костенко и Василий Т. Новиков, монахини: Клавдия (Винокурова), Анастасия (Куликова), Волкова, Пирожникова, председатель церковного совета Усенко, церковный староста Ремезов и миряне супруги Железняковы.

Из показания епископа Мелхиседека на допросе:

"На запрос митр. Сергия о созыве Всероссийского Собора в 1928 года я написал доклад, в котором высказал свое соображение о приглашении на Собор всех священнослужителей, находящихся в ссылках, в концлагерях и отбывающих наказание за а/с и к/р деятельность. Эту мысль меня заставили высказать те обстоятельства, что в то время большинство лучших, преданных делу православной церкви епископов и священников староцерковной ориентации советской властью были репрессированы. По моей инициативе церковным советом и верующими прихода в Ташкенте было написано прошение об освобождении епископа Войно-Ясенецкого. Я вел с верующими частные беседы, убеждал их в том, чтобы они не забывали Бога, ходили в церковь, молились Богу и не слушали атеистов-безбожников, ведущих борьбу с религией и православной церковью. С методами их борьбы я не согласен и рассматриваю эти методы как кощунство и гонение на Православную церковь".

Из обвинительного заключения по делу:

"Преследуя цель противодействия проводимым хозяйственно-политическим кампаниям, борьбы с советской властью и укрепления религии, объединившись, распространяли среди населения провокационные слухи о появлении в городе Троицке святой и прозорливой женщины "Дуняши", и вокруг нее группировали весь антисоветский элемент города, собирали и проводили нелегальные собрания, на которых вели разговоры против существующего советского строя и проводимых мероприятий. Систематически нарушали декрет об отделении церкви от государства. Следствие установило, что осенью 1931г. в Троицк приехала припадочно-больная 60-летняя старуха Маханькова Евдокия Тихоновна. Бывшие монашки усиленно стали использовать припадки Евдокии, как аргумент против советской власти. Они стали распространять провокационные слухи, говоря, что Дуняша святая и пострадавшая за православную церковь, что она верующих исцеляет от недугов, предсказывает скорую расправу с безбожниками за гонение на православную религию и закрытие церквей. Группа монашек проводила по вечерам и ночам нелегальные собрания, в которых принимали участие священники, и все вместе они проводили а/с работу против власти и и проводимых ею кампаний. Священники служили специальные молебны о здоровье Дунюшки, на проповедях говорил о ее святости и предсказаниях".

Следователь выбивал из обвиняемых показания о спекуляции маслом и свечами. Однако, помощник областного прокурора написал на обвинительном заключении: "Ст.107 УК исключить, так как продажа горного масла и свечей разрешена".

22 апреля 1933 года на Особом Совещании при Коллегии ОГПУ осуждён по ст. 58 -10 УК РСФСР с обвинением в "организаторстве и руководстве к/р группировкой церковников, антисоветской деятельности" и приговором к пяти годам заключения в ИТЛ. В тот же день был направлен по этапу в Новосибирск для заключения в Сиблаг. 1 июля 1933 года был направлен спецконвоем в г. Фрунзе, а 23 октября 1933 года переведен в среднеазиатское представительство ОГПУ в Ташкенте.

23 октября 1933 года Тройка при ОГПУ изменила ему меру наказания, осудив уже на 10 лет. ОГПУ по Уралу шлет телеграммы во Фрунзе и Ташкент, пытаясь выяснить "результаты по новому делу на Аверченко", но получает лишь выписку из решения тройки ОГПУ.

Дальнейшая судьба епископа Мелхиседека (Аверченко) неизвестна.

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. с. 318.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. с.749.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. с. 980.
  • Лобашев А. "Верою побеждали!...": Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск, 2007. с.120 - 129.
  • Заславский В.Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып.3 (20), с.111 - 125.
  • ФПС I, с. 8.
  • ФПС II, с. 5.
  • ФПС IV, с. 5.
  • ФПС V, № 116.
  • ФАМ I, № 164, с. 13.
  • Кат-АМ № 198.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия, с. 23.
  • Regel'son 548: 1929 verhaftet, 552: 19.1.1933 wieder verhaftet.

Использованные материалы



[1]  Заславский В.Б. Пострадавшие за веру православную в Ташкентской епархии// Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып.3 (20). С.111–125.

[2]  Приведены следующие документы: 1. Письмо обновленческого епископа Николая в адрес ГПУ и НКВД за N 16119 от 22 июля 1923 г., в котором о.Мелхиседек объявлялся контрреволюционером и политическим преступником. 2. Письмо того же епископа Николая в адрес НКВД номер 45 от 21 января 1924г: "...иеромонах Мелхиседек Аверченко, уволенный от должности священника Черняевского поселка и запрещенный в служении, имея антиминс, продолжает служить в Ташкенте и в Черняевском поселке, причем, около него группируются верующие. Все сообщество пропагандирует тихоновщину, волнуя народ и поддерживая в нем недовольство законной, как церковной, так и советской властью. Особенный вред нанес иеромонах Мелхиседек церковно-обновленческому движению своим торжественным крестным ходом на воду в пос.Черняевском...". 3. Имя о.Мелхиседека фигурирует в переписке ГПУ и НКВД: "...о регистрации и утверждении уставов — отказано. Предполагая, что на почве отказа будет усиленно вестись скрытая антисоветская агитация, НКВД просит установить разведкой: 1) Деятельность Мелхиседека Аверченко вблизи Черняево, на заимке, а также в Ташкенте, где около него группируются к/р элементы, и куда он приезжает для совершения служб в районе вокзального и Ольгинского приходов. 2) Деятельность Стороженко, бывшего дьяка. Подготовить материалы для их высылки из пределов Туркреспублики для устранения их как главарей староцерковников, продолжающих демонстрации своими службами, вопреки существующим правилам регистрации, и пользующихся известным авторитетом. Сообщите в последующем для дальнейшего административного надзора за названными группами"

Редакция текста от: 14.09.2015 22:25:50

"МЕЛХИСЕДЕК (АВЕРЧЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google