КЛЕОПА, АПОСТОЛ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Явление Господа своим ученикам на пути в Эммаус
Явление Господа своим ученикам на пути в Эммаус
Клеопа (греч. Κλεόπας [1]), Клопа (греч. Κλωπδς [2]) (I в.), апостол от семидесяти, священномученик

Память в Соборе семидесяти апостолов

Клеопа был одним из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Эммаус. В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Эммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собою о последних событиях в Иерусалиме, т.е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и от чего так печальны? Тогда Клеопа рассказал ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: "а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но самого не видели." - Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: "не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге; объясняя Писания?" и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк 24).

О личности Клеопы написано сравнительно много и в нашей литературе, не говоря уже о западной, но сказать о нем что-нибудь вполне точное, определенное весьма трудно, мнения о нем различны.

Некоторые отличают Клеопу, упоминаемого у евангелиста Луки, от мужа Марии Клеоповой, упоминаемой у евангелиста Иоанна (Ин. 19:25), находя различие в самом имени; у Луки на греческом пишется: Κλεόπας, а у Иоанна: Κλωπας. Первое имя - греческое (сокращенная форма: Кλέοπατρος;) а последнее - арамейское (от слова Cleopae, или Cleophae; см. Алфей). Другие указывают на тождественность этих имен и, следовательно, речь может идти об одном человеке.

Некоторые отождествляют евангельского Клеопу с Клеопой, братом Иосифа Обручника [3], о котором упоминает Евсевий Памфил [4]. Другие, напротив, утверждают, что их следует различать [5]. Евангелисты называют двух сыновей Марии Клеоповой - Иакова малого (по росту) и Иосию (Мф. 27, 56, Мк. 15, 40), а Клеопа, брат Иосифа Обручника, имел сына Симеона, епископа Иерусалимского. В понимании столь спорного фрагмента Егезиппа, находимого в Церковной истории Евсевия (4, 22:4), лучше следовать самому же Евсевию, а последний считает Иакова, брата Господня, сыном Иосифа Обручника (2, 1), следовательно, Симеон, сын Клеопы, был не родным, а двоюродным братом Иакова. А отсюда дальнейший вывод, что братья Господа по плоти, между которыми был Иаков, не суть дети Клеопы, а дети Иосифа Обручника от первого его брака.

Многие отождествляют Клеопу с Алфеем, отцом апостола Иакова [6]. Если Иакова малого, сына Марии Клеоповой, не стоявшего в родственном отношении к Господу, отождествлять, что делают многие, с Иаковом Алфеевым, то спорный в науке вопрос, равнозначны ли имена Клопа и Алфей, решается в утвердительном смысле. Весьма вероятно, что арамейское "Алфей" - Chalphay переходило в произношении в "Калпай" = Клопа(й). По Брокгаузу, более вероятно, что оба имени, Клеопа и Алфей, представляют собой греческий вариант двух различных семитских имен [7].

Литература

  • Проф. Н. Н Глубоковский, Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам, Спб. 1902, стр. 64-69
  • Проф. А. Л. Лебедев, Братья Господни (обзор и разбор древних и новых мнений по вопросу; историко-критическое исследование, Москва 1905 г.
  • Православная богословская энциклопедия. VI. 54-91; VIII, 861.
  • J. В. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Galatians, London 1890, p. 252-291;
  • Th. Zahn, Forschungen z. Geschichted. neutestam. Kanons, Th. VI, Leipzig 1900.
  • Hastings, À Dictionary of the Bible I, p. 74. 449; 321. 322.
  • Cheine, Encyclopedia Biblica 1. col. 848-853
  • Vigouroux, Dictionnaire de la Bible I, col. 806-807.
  • The Catholic Encyclopedia IV, p 48.
  • J. Hastings, A Dictionary of Christ and the Gospels I. 337-338. 232-237

Использованные материалы

  • Прот. Д. И. Богдашевский. "Клеопа" // Православная богословская энциклопедия. Том 11, стлб. 54. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1910 г.
  • Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
  • Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза



[1]  Лк. 24, 18

[2]  Ин. 19, 25

[3]  Так, в Календаре Русской Православной Церкви в алфавитном списке святых читаем: "Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч."

[4]  Церковная история Евсевия 3, 11, 3, 32:6

[5]  Прот. Д. И. Богдашевский. "Клеопа" // Православная богословская энциклопедия. Том 11, стлб. 54. Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353

[6]  Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353

[7]  Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза

Редакция текста от: 12.09.2015 14:10:28

"КЛЕОПА, АПОСТОЛ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google