Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СВЕТЛОВ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Павел Яковлевич Светлов
Прот. Павел Яковлевич Светлов
Павел Яковлевич Светлов (1861 - 1941), протоиерей, профессор богословия Киевского Владимирского университета

Родился 1 декабря 1861 года в погосте Преображенском Рязанской губернии (ныне село Андреевские Выселки Шатурского района Московской области) в семье священника Иакова и Марии Васильевны Светловых. Всего в семье было шестеро детей. В возрасте 10 лет остался без матери, на попечении отца.

В 1882 году окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1886 году - Московскую духовную академию магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом.

С 7 декабря 1887 года преподавал богословские науки в Тифлисской духовной семинарии.

15 марта 1889 года определён законоучителем историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине и гимназии при нём.

Вступил в брак. 23 апреля того же года рукоположен во священника.

14 сентября 1893 года защитил диссертацию, а 3 января 1896 года удостоен учёной степени магистра богословия.

С 29 марта 1897 по 1912 год - профессор богословия Киевского университета святого князя Владимира и настоятель университетской церкви.

6 мая 1901 награждён, а 14 мая года возведён в сан протоиерея.

В 1902 году удостоен учёной степени доктора богословия за совокупность учёных трудов.

Был сторонником учреждения богословских факультетов при русских университетах.

Скончался 26 ноября 1941 года.

Сочинения

  • "Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления" (Киев, 1893, магистерская диссертация)
  • Курс апологетического богословия (Киев, 1900, докторская диссертация)

Библиография, публикации

Напечатал в разных духовных журналах много статей по богословию (догматическому, нравственному, апологетике и библейской истории); некоторые из них изданы отдельно, например:

  • «Человек и животное в психическом отношении» (Харьков, 1892)
  • «Мистицизм конца XIX в. в его отношении к христианской религии и философии» (2 издание, Санкт-Петербург, 1897)
  • «Источники ходячего мнения о вере как противоположности разума» (Санкт-Петербург, 1896)
  • «О месте богословия в семье университетских наук» (Киев, 1897)
  • «Учение церкви и богословствующий разум в религиозно-христианском знании» («Христианское Чтение», 1896 и отдельно)
  • «Мысли Гладстона об искуплении» (Казань, 1896)
  • «О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству профессора Н.И. Кареева» (Казань, 1896)
  • «Значение Креста в деле Христовом» (Киев, 1893) посвящена критике общераспространенного схоластического учения об искуплении и дает опыт библейско-этического изъяснения этого догмата.
  • «Пророческие или вещие сны» (Киев, 1892)
  • «Опыт апологетического изложения православно-христианского вероучения» (Киев, 1896 и 1898)
  • «LEglise orthodoxe orientale et lEglise ancienne catholique» («Revue internationale de Theologie», 1899, № 27)
  • «Курс апологетического богословия» (Киев, 1900 и 1905)
  • «Что читать по богословию?» (Киев, 1907)
  • «Еще образчик ложной ревности о вере» (Киев, 1902)
  • «Un pretendu obstacle a lunion des eglises ancienne catholique et orientale» («Revue internationale de Theologie», 1903, № 43)
  • «Где вселенская церковь?» (Сергиев Посад, 1905)
  • «Как же быть без духовной цензуры?» (СПб., 1905)
  • «Идея царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания» (Сергиев Посад, 1905)
  • «О необходимости богословских факультетов в университетах» (Киев, 1906)
  • «О реформе духовного образования в России» (СПб., 1906)

Библиографические описания журнальных статей

  • Старокатолический вопрос в его новом фазисе
  • О посещении театра духовенством: (К вопросу о взаимных отношениях христианства и культуры)
  • О новом мнимом препятствии к единению старокатоликов и православных: [по поводу ответа проф. А. Гусеву]
  • Умышленная непонятливость. [Рец. на:] О-в Ст., прот. [= Остроумов Ст., прот.] По вопросу о религиозном значении театра // Православное русское слово, 1903, № 1
  • Образованное общество и современное богословие: (В ответ на ст. А. Т. Виноградова «Чего ждут образованные люди от современного богословия?»)
  • Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: (Богословско-апологетическое исследование): [Понятие о Царстве Божием]
  • [Старокатолический вопрос в духовной печати за 1904 год:] К вопросу о соединении церквей и к учению о Церкви
  • Недостатки западного богословия в учении об искуплении и необходимость при объяснениях этого догмата держаться святоотеческого учения: [Речь перед защитой магистерской диссертации (Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления)]

Использованные материалы

  • Владимир Сорокин, прот., Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 668-669.
  • История храма: гл. II. храм Преображения Господня села Преображенский Погост; угроза исчезновения. Новый храм на древнем месте события, факты, история построения. Протоиерей Иаков Светлов – строитель храма. Жизнь и служение Церкви рода Светловых., официальный сайт Преображенского храм села Андреевские выселки Шатурского благочиния Московской епархии:
  • Богословский портал "Богослов. РУ":

Редакция текста от: 02.09.2015 07:36:32

"СВЕТЛОВ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google