ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Никольский храм Глинской пустыни. Нач. XXI в.
Никольский храм Глинской пустыни. Нач. XXI в.
Глинская пустынь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, мужской ставропигиальный монастырь Украинской Православной Церкви

По преданию, зафиксированному в первой половине XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) [1], Глинская пустынь была основана на месте явления в первой половине XVI века местным пчельникам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пустыни была построена часовня. В конце XVI века житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, в XVII веке при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского монастыря, который, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой волости 1685 г. [2], с 1648 года владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского уезда Крупецкой волости. Грамотой патриарха Иоакима 1689 года игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского монастыря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской церкви.

13 декабря 1703 года Петр I пожаловал Крупецкую волость гетману И. С. Мазепе, Глинская пустынь отошла Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, который стал благотворителем обители. Он отдал Глинской пустыни около пяти тысяч гектаров земли, построил кельи и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» [3].

Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 октября 1731 года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому монастырю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.

В 1730 году в пустыни проживали 13 иноков, в 1764 году - строитель, 2 иеромонаха, 5 монахов, 15 бельцов, в 1785 году - 35 насельников. С 1764 по 1809 год сменилось 15 строителей, в 1810-х годах число братии сократилось до 5-7 чел. С 1760-1790-х годах в Глинскую пустынь ссылались священники-епитимийцы. Согласно епархиальным отчетам, многие из них исправлялись, пожив недолго в обители [4]. Уже в конце XVIII века, по свидетельству глинского схим. Феодосия (Левченко), в Глинской пустыни подвизались старцы. По мнению глинского иером. Иасона, несмотря на частую смену настоятелей в XVIII веке, Глинская пустынь «таила в себе крепость духовных сил; прочный духовный фундамент… глубоко коренился в ее духовных подвижниках».

К 1764 году Глинская пустынь владела 4800 га земли, рыбными ловлями на реках Клевень и Обеста, скотным двором в слободке Шутовке, пасекой на 80 ульев; к 1784 году - 2523 га земли, в т. ч. строевым лесом, использовавшимся для «корабельного поделья». В 1789 г. лишилась всех владений, указами имп. Павла I от 18 декабря 1787 года пустынь была наделена 30 дес. земли, мельницей и рыбными ловлями, назначено 300 р. «милостынного подаяния» в год.

Расцвет Глинской пустыни

Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика
Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика
Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством прп. Филарета (Данилевского) (1817 - 1841), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью» [5]. По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона.

Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включавших 36 глав. В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница, совершались утреня, лития, с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице, с 8 часов совершалась литургия, с 16 часов - вечерня, лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники - четыре часа. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему. После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии.

В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).

Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу, который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

Прп. Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован многими монастыря (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина Никольского, Святогорского Зимненского, Щегловского тульского, Оптина болховского, бузулукского Преображенского, Чуркинского и других монастырей.

Прп. Филарет составил также уставы для восьми женских монастырей. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам многих женских монастырей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» [6]. В Глинской пустыни поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо.

По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 году в пустыни проживало около 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 году в монастыре проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 году - 481 чел., в т. ч. три архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 году - 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 году выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии.

Архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Глинскую пустынь «принимаются люди только твердые в обете и нравственности, посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» [7].

К 1834 г. на счетах Глинской пустыни в банках находилось 8415 р., ежегодно пустынь получала проценты 372 р., т. е. больше, чем пособие (300 р.), выдаваемое из казны. К началу XX в. за счет пожертвований благотворителей Глинская пустынь являлась самым большим землевладельцем Курской епархии. В 1911 году монастырь владел 1946 дес. земли, в т. ч. 930 дес. пахотной, 501 дес. леса, 4 водяными мельницами, подворьями в г. Глухове, близ дер. Заруцкой, домовой Михаило-Архангельской церковью (1893) в г. Путивле, домовой Вознесенской церковью (1908) на хуторе Негровском.

Благотворительная деятельность, согласно 23-й главе устава Глинской пустыни, была непреложным законом для монастыря. По инициативе игум. Филарета в 1823 г. была построена больница, в которой лечили и братию, и паломников. В 1877 г. было построено каменное двухэтажное, а в 1896 г.- каменное трехэтажное здание больницы. В отчетах о состоянии Курской епархии подчеркивалось, что здание «устроено по коридорной системе, со всеми необходимыми приспособлениями для вентиляции, дезинфекции и отопления… в особой комнате находилась аптека с запасом медикаментов, хирургических инструментов, имелась также сушильня трав, ванна» [8]. Больница обеспечивала нуждающихся как стационарным, так и амбулаторным лечением. Если в конце XIX в. ежегодно за медицинской помощью в больницу обращалось 7-10 тыс. богомольцев, то в 1915 г.- 11 тыс. Больные получали бесплатно питание, уход, лекарства, различные медицинские процедуры. Содержание больницы обходилось монастырю ежегодно более чем в 2 тыс. рублей.

В 1890 г. при пустыни был создан Дом трудолюбия для сирот. В начале XX в. здесь обучалось ок. 200 чел. сапожному, портняжному, столярному, токарному, иконописному, переплетному, кузнечному, каретному, шорному, слесарному, позолотному, резному мастерству, выделке ковров, шитью риз, а также садоводству, пчеловодству, огородничеству, рыбоводству. Каждому ученику выдавалось свидетельство об окончании обучения.

В XIX-XX вв. Глинская пустынь содержала несколько гостиниц, богаделен, странноприимниц, в т. ч. в самой обители, в дер. Заруцкой, на подворье при Сеймских мельницах. Посетителей монастыря обеспечивали бесплатным питанием, жильем, одеждой. Значительные средства пустынь жертвовала пострадавшим от стихийных бедствий, на устроение храмов военно-врачебных заведений, на содержание православного миссионерского общества, в пользу Иерусалимской церкви Гроба Господня, на русских паломников в Палестине, и устройства храмов в Туркестанском крае. Обитель оказывала помощь пострадавшим от землетрясений на острове Закинф (Занте), жителям Греции, Балкан.

Во время русско-турецкой войны (1877-1878) в Глинской пустыни был устроен большой лазарет для раненых воинов, в основном гвардейских полков, которых содержали за счет обители. В 1914 году, во время первой мировой войны, в монастыре был устроен лазарет. Медикаменты, кровати, белье были заготовлены на средства обители. Ухаживали за ранеными солдатами монахи под руководством опытного инока-фельдшера. При обители был устроен санаторий для воинов, нуждавшихся в отдыхе после лечения, а также приют для детей погибших (на 15 мальчиков). Для увечных солдат были оборудованы столярная, сапожная и швейная мастерские. В Курске на средства епархиальных монастырей был оборудован госпиталь. 20% средств на его содержание обеспечивала пустынь. На оборудование другого госпиталя (в Знаменской роще Курского монастыря) только в 1914 году Глинская пустынь пожертвовала более 2 тыс. рублей. В 1915 году в гостинице Глинской пустыни проживало ок. 60 тыс. беженцев. Они получали бесплатные обеды, бесплатно пользовались одеждой, обувью, лекарствами, многим из них были выданы деньги. В 1915-1916 гг. на нужды Красного Креста пустынь пожертвовала 10 тыс. р., часть этих денег была направлена на расходы по устройству быта беженцев. В 1915 г. на фронт были направлены иеромонахи обители, в 1915-1916 гг.- 75 послушников. Для нужд походных храмов Глинская пустынь передала в Курскую духовную консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями общей стоимостью до 600 рублей.

Просветительская деятельность

Библиотека пустыни считалась лучшей в Курской епархии. Если в 1802 г. она насчитывала 117 книг, то в 1910 г.- более 2 тыс. литургических, богослужебных и аскетических книг.

Глинская пустынь известна своей издательской и просветительской деятельностью, начало которой положил игум. Филарет (Данилевский). Помимо наставлений монашествующим и уставов он вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем [9]), составлял нотные книги. В журнале «Странник» печатались духовно-назидательные книги глинского иером. Порфирия (Левашова) (+ 1868): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игум. Иасон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархим. Илиодора, мон. Феодота, мон. Мартирия, схим. Евфимия, мон. Досифея и других, вошедших в многотомное изд. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». С конца XIX в. обитель издавала духовно-просветительскую литературу, в 1901-1910 годах - жития старцев Глинской пустыни, а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», которые поступали в школьные библиотеки [10]. В 1908 году при Глинской пустыни был открыт миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова для борьбы с сектантством.

Старчество

В XIX - начале XX века Глинская пустынь прославилась старцами. Курские архиереи писали в Синод: «Старчество как духовный институт издавна существовал в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблудившихся, благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» [11].

Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете, известны иеромонахи Василий (Кишкин), Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка), с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич), с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер), иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До 1889 г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

Глинская пустынь в советский период

В 1919 году в пустыни проживало около 300 насельников, в год ее посещало около 60 тыс. паломников. В 1918-1920 гг. у пустыни была отобрана часть земли, в 1921 г.- мельница, в мае 1922 г. изъята часть богослужебной утвари (211 серебряных предметов) «общим весом 11 пудов и пять и 3/4 фунта». В августе-сентябре 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта.

В 1920-х годах все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольня были взорваны, имущество было расхищено. Местонахождение Глинской иконы неизвестно, согласно расписке 15 сент. 1922 г., ее «взяли» члены церковного совета с. Шалыгина [12].

В корпусах Глинской пустыни образован был городок для детей Поволжья, в 1928 г.- сельскохозяйственная артель, реорганизованная в 1934 г. в колхоз «Красный Октябрь» (с. Сосновка), в 1936 г. - в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешла в Рыльский Никольский монастырь, Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш), схиархим. Серафим (Романцев), схиигум. Николай (Хондарёв), иеросхим. Иоанн (Примаков), схим. Симон (Хондошко) и др. Последний настоятель архим. Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

В августе-сентябре 1942 года, после оккупации Сумской области фашистскими войсками (1941), по ходатайству церковной общины с. Сваркова Глинская пустынь была открыта, настоятелем вновь был назначен архим. Нектарий (Нуждин).

К концу 1942 года в пустыни проживали 12 насельников, в 1943 году - ок. 25, в 1952 году - 60 (34 монаха и 26 послушников). В 1942 г. Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека насчитывала ок. 600 книг. Глинская пустынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. В 1943 году пустынь получила от Сосновского сельского совета 5 га болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной 1947 г. Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около 10 га земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К 1947 году в Глинской пустыни было две лошади, два вола, три коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхим. Никодиму (Калиушу) (+ 1953). В 4 часа утра служили полунощницу, утреню, затем следовали 3-я и 6-я песни канона, читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. В 7 ч. 30 мин. читался акафист Спасителю, в субботу - Божией Матери. В 9 ч. совершалась литургия, с 11 ч.- требы. В 16 ч. начиналась вечерня, в 18 ч.- повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный Акафист Пресвятой Богородице, часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый - обихода и распевов Киево-Печерской лавры. В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

В 1940-50-х годах в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества. При схиархим. Серафиме братским духовником был схиигум. Антоний (Ветер), затем - архим. Антоний (Прохода), схиархим. Серафим (Романцев), благочинным - иеросхим. Иов (Полхов), затем - схиархим. Андроник (Лукаш). С середины 1940-х годов в пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пустыни Паисий (Гришкин), схим. Новоафонского монастыря Симон (Хондошко), постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

В 1959 году в Глинскую пустынь приезжало несколько комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского еп. Иоасафа (Лелюхина) паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители.

Под давлением властей 13 июля 1961 года еп. Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Глинской пустыни. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Глинской пустыни, инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впоследствии - психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, библиотека были переданы на хранение в Глуховский Анастасиевский храм. Среди святынь в ней находится копия чудотворной Глинской иконы.

Возрождение обители

В 1980-х годах постриженик Глинской пустыни схиархим. Иоанн (Маслов), исследовав фонды монастыря в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл., частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

В 1994 году Глинская пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

12 сентября 1996 года монастырь получил статус ставропигии Украинской Православной Церкви.

Митр. Киевским Владимиром (Сабоданом) освящены восстановленные и построенные надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); Никольский храм с колокольней (2001), кельи. В пос. Ямполь на месте разрушенного был возведен Преображенский храм (2001), при котором открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002). Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище, особо почитается могила мон. Феодота (Левченко). На месте Дальнего скита расчищен источник. В Никольском храме находятся обретенные мощи схиархим. Серафима (Амелина), копия Глинской иконы.

8 мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви было установлено празднование Собору преподобных отцев Глинских.

Постройки

Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились

  • деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным четырехярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона;
  • теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом);
  • деревянные колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница.

В 1770-1781 годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня.

Около 1786 года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября 1820 года еп. Евгением (Казанцевым). В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским): южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас.

Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в октябре 1831 году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

В 1848-1850 годах к югу от собора был построен теплый каменный Успенский храм с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары: двухсветный четверик, завершенный треугольными фронтонами с северной и южной сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с трехчастной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на северном и южном фасадах. В 1889 году храм был расширен, его длина увеличилась вдвое, ширина сравнялась с основным объемом, в западной части трапезной сооружены хоры для братии, под храмом устроена усыпальница. Успенская церковь была расписана внутри и снаружи.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня был освящен 22 августа 1897 года еп. Иувеналием (Половцевым) в больничном корпусе Глинской пустыни.

К XX веке в монастыре были построены каменные ограда, двухэтажный архиерейский и 18 других корпусов, 8 гостиниц, больница с аптекой, библиотека, трапезная, прачечная, книжная лавка, кузница, водокачка и мастерские (сапожная, столярная, портняжная, свечная, переплетная, кровельная, кожевенная, колесная, бондарная, слесарная, жестяная, плотницкая), свечной завод, 13 сараев, 5 амбаров, коровницкий двор и конюшня. В Глинской пустыни были сапожная, портняжная, столярная мастерские, а также мастерские живописцев, позолотчиков, коверщиков, ложечников, резчиков по дереву, токарей, корзинщиков, по шитью риз. Процветало образцовое садоводство, огородничество, цветоводство, пчеловодство, в прудах разводили рыбу. Вне ограды работали дегтярный и кирпичный заводы, маслобойня, крупорушка, сукновальня.

Скиты

В 1828 г. по инициативе прп. Филарета (Данилевского) на месте явления Глинской иконы был основан Ближний скит с деревянной часовней и кельей, в которой поселился братский духовник иеросхим. Пантелеимон. В 1829 г. к нему присоединились неск. иноков. В 1848 г. вместо часовни был построен и 26 октября 1860 г. освящен каменный храм во имя праведных Иоакима и Анны, колокольня. Около скита сохранялся сосновый пень, на котором, по преданию, явилась Глинская икона. В XIX в. здесь находилась точная копия явленного образа.

Дальний (Илиодоровский) скит был основан в 1893 году схиархим. Иоанникием (Гомолко) в трех километрах от обители, на месте подвигов схиархим. Илиодора (Голованицкого), при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892). 4 августа 1893 г. Синод утвердил устав скита, составленный схиархим. Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт. Феофаном Затворником, с которым переписывался настоятель.

Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархим. Иоанникия. По совету свт. Феофана для духовных бесед с посетителями за оградой была построена особая часовня-приемная. Кельи скита отличались аскетической обстановкой, свт. Феофан писал, что там находились «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в прочие дни - щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно двух-трех послушников, которые успевали участвовать во всех богослужениях.

Первоначально в скиту находилась Спасская церковь и несколько домиков, обнесенных плетнем. С увеличением числа братии в 1899 году была устроена деревянная домовая церковь во имя св. Иоанна Предтечи. Спасский храм был расширен, в 1894 г. пристроена деревянная колокольня с четырьмя кельями, в 1906 г.- каменная колокольня с двумя кельями. На средства благотворителей скит был обнесен каменной оградой. В Спасском храме был устроен одноярусный дубовый иконостас с иконами, написанными на цинке иноками Глинской пустыни. Над царскими вратами находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, за правым клиросом - Коневская икона Божией Матери в позолоченном киоте, а за левым - икона вмч. Пантелеимона в киоте, переданная с Афона. В металлическом ковчеге хранился другой дар Св. Горы - часть Креста Господня и 12 частиц мощей святых.

Святыни

В Богородице-Рождественском соборе, над царскими вратами, в серебряном киоте хранилась чудотворная Глинская икона. За правым клиросом собора в киоте находилась почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.) в серебряной ризе, перед которой по воскресеньям читался акафист. С 1833 г. в соборе находился кипарисовый ковчег с частицами Креста Господня, ризы Господней и Божией Матери и 67 частицами мощей различных святых. В Иверском храме, над царскими вратами, находилась Иверская икона Божией Матери, которой в 1817 г. прп. Феодосий (Маслов) благословил прп. Филарета при вступлении в должность строителя. Икону украшала серебряная позолоченная риза (1 фунт 60 золотников). В Крестовоздвиженской церкви особо почиталась Балыкинская икона Божией Матери.

В 1856 г. имп. Александр II утвердил совершение ежегодного (с 19 июля по 2 августа) крестного хода с Глинской иконой из монастыря в г. Глухов в память избавления горожан от холерной эпидемии 1848 г. После возведения в 1860 г. храма во имя праведных Иоакима и Анны в Ближнем скиту ежегодно 9 сентября стали совершать крестный ход с иконой в скит. Образ оставался там до окончания литургии. В 1891 г., после многочисленных просьб крестьян, был установлен ежегодный крестный ход с иконой 29 апреля из Глинской пустыни в с. Шалыгино.Также в теплое время года по просьбе богомольцев совершались частные крестные ходы, иногда несколько раз в день.

Настоятели, наместники

До иером. Филарета (Данилевского) обителью управляли строители, с 1839 года - игумены, с 1887 года - архимандриты.

Литература

  • Анатолий [Мартыновский], архим. Материалы по истории Курской епархии: Глинская Рождество-Богородицкая пуст. [Курск], 1886;
  • Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежит. пуст. Курской епархии Путивльского у. Б. м., 1910;
  • Историческое описание Глинской Богородицкой пуст., состоящей Курской губ., в Путивльском у. / Сост.: Н. С. Самойлов. СПб., 1835. 2 ч.;
  • Глинская Рождество-Богородицкая общежит. пуст. М., 1891;
  • Жизнеописание игум. Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежит. пуст. Курск, 1892. Од., 19053;
  • Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902. С. 76-77;
  • Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042;
  • Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994 [Библиогр.: С. 590-604].

Использованные материалы

  • Н. В. Маслов. "Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 580-587



[1]  Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835

[2]  РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23

[3]  РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448

[4]  РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1453

[5]  РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7829

[6]  РГИА. Ф. 796. Оп. 104. Д.1000

[7]  РГИА. Ф. 796. Оп. 122. Д. 825

[8]  РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033

[9]  РГИА. Ф. 796. Оп. 102. Д. 936

[10]  РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д.1396

[11]  РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2033

[12]  ГА Сумской обл. Ф. Р 1662. Оп. 2. Д. 8. Л. 91

Редакция текста от: 17.05.2015 21:07:06

"ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google