Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КВАТАХЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Перенаправлено со статьи "КВАБТАХЕВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Кватахевский монастырь
Кватахевский монастырь
Кватахевский [1] мужской монастырь в честь Успения Божией Матери Самтависской епархии Грузинской Православной Церкви

Монастырский комплекс находится вблизи деревни Кавтисхеви, в конце Кавтурского ущелья, срезанного потоком, в северных склонах Триалетского хребта, защищенный с трех сторон крутыми горными склонами.

Обитель была основана в конце V века [2].

Монастырь был возобновлен в 1119 году грузинским царем святым Давидом IV Строителем. В эпоху расцвета Кватахеви был литературным центром, где было переписано немало рукописей. Он также обладал значительными сокровищами, средневековыми грузинскими ювелирными изделиями, значительная часть которых была впоследствии приобретена и впоследствии оказалась в Москве в Государственном Историческом музее.

В 1386 году войско Тамерлана захватило монастырь. После разграбления обители, воины собрали в соборный монастырский храм пленных христиан и инокинь, обложили его дровами и подожгли. Следы крови невинно убитых мучеников запечатлелись на стенах храма: их можно было ясно видеть еще в конце XIX века. Впоследствии, в память о пострадавших тут мучениках, при входе в Кватахевский монастырь повелось снимать обувь. Монастырь был восстановлен стараниями царя Александра Великого в первой половине XV века.

В 1730-х годах, когда особенно участились набеги лезгин, монастырь примерно на 10 лет прекратил свое существование, а хранившиеся в нем сокровища были спрятаны в одной из близлежащих пещер, где и пролежали вплоть до 1809 года. В 1799 году лезгины ещё раз опустошали Кватахеви, причем нанесенный ими ущерб настолько значителен, что монастырская жизнь в комплексе снова замерла на десятилетие.

Квабтахевский монастырь. Фото XIX в.
Квабтахевский монастырь. Фото XIX в.
После периода упадка, по просьбе жителей Картли и князя Тарханова монастырь был вновь возрождён в 1849 году. Восстановление под патронажем князя Ивана Тарханова-Моуравова было осуществлено к 1854 году. Колокольня была добавлена в 1872 году.

Будучи закрыт в XX веке, монастырь был опять возобновлен в 1989 году [3].

Архитектура

Архитектура обители сохраняет облик XII-XIII веков, и напоминает монастыри грузинской Бетании и Питарети своими архитектурными формами и украшением, отражая канон храмовой грузинской церковной архитектуры той эпохи. В сечении Успенского храма - почти квадрат, с куполом, размещённым на двух свободно стоящих столбах и на двух столбах, спускающихся с карнизов алтаря. Внутреннее пространство церкви формируется пересечением крестообразного помещения и купола. В древности монастырь был расписан, но пожар, учиненный воинами Тамерлана, уничтожил всю роспись. Здание имеет два портала (входа), один - на юге, второй - на западе. Фасад покрыт мелко тесаными каменными белыми квадратными плитками. Украшение изобилует лепниной, особенно вокруг окон и основания купола; восточный фасад украшен большим витиеватым крестом. Комплекс окружен каменной стеной, которая повторяет контуры сложного рельефа и поэтому его высота в разных местах разная. Самым поздним строением на территории Кватахеви является часовня, датируемая 1872 годом.

Успенский храм Кватахевского монастыря
Успенский храм Кватахевского монастыря

Настоятели

  • Сильвестр (Махаладзе) (упом. 1517)
  • Филипп (Бараташвили) (упом. 1 декабря 1559)
  • Давид (упом. 1568)
  • Фома (упом. 1596)
  • Иоанн (Авалишвили) (упом. 1601, упом. 1609 [4])
  • Иосиф (Насидзе) (упом. 1611 [4])
  • Давид (Саакадзе) (упом. 1617)
  • Захария (упом. 15 июля 1620)
  • Агапит (Саакадзе) [5] (упом. 1624)
  • Николай (Чхеидзе) (1650-е - 1660-е)
  • Христофор (? Нацвлишвили) (1670-е - 1680-е)
  • Евфимий (Тархнишвили) (упом. 1691 [6],
  • Дмитрий (упом. 1695)
  • Николай (Авалишвили) (2 апреля 1716 - ?)
  • Христофор (упом. в уставах царя Бакура 1716-1719)
  • Павел (+ 1739)
  • Иоанн (Тархнишвили) (упом. 1746 - 12 марта 1764)
  • Антоний (Тархнишвили) (12 марта 1764 - 1794, + 1802)
  • Павел (+ 1799)
  • Афанасий (Тархнишвили) (1799 - 1801, +1807)
  • Досифей (Пицхелаури) (1801 - 1810)
  • Афанасий (Алексишвили) (17 октября 1814 - 1821), скончался в Москве
  • ...
  • Тарасий (Алекси-Месхишвили) (1854 - 1874) [7]
  • ...
  • Сщмч. Кирион (Садзагелов/Садзаглишвили) (6 ноября 1896 - 23 августа 1898)
  • ...
  • Дамиан (Хупения) (упом. ок. нач. 2000-х)

Литература

  • Хоштария Д., Чеишвили Г., Читишвили Н., "Кватахеви" // Православная энциклопедия, т. 32, с. 246-251:

Использованные материалы



[1]  Также Квабтахевский или Квабтахебский

[2]  "Мученики Квабтахевские", календарь портала Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life824.htm

[3]  "ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II", Православная энциклопедия, т. 13, с. 229-280, http://www.pravenc.ru/text/639853.html

[4]  Качарава Э., "ИОАНН (Иоване) [Авалишвили]", Православная энциклопедия, т. 23, с. 377-378, http://www.pravenc.ru/text/469450.html

[5]  Согласно информации на официальном сайте Самтависской епархии, настоятель Агапит (в миру Бежан Саакадзе), был сыном Георгия Саакадзе. Православный Журнал "კარიბჭე" называет настоятеля Агапита - Тархнишвили

[6]  Эквтиме Георгиевич Тархан-Моурави (упом. 1691) - страница на портале Грузинского Генеалогического Общества, http://nobility.pro/genealogy/individual.php?pid=I14707&ged=tree

[7]  Гловели Ш. А., "Алекси-Месхишвили", Православная энциклопедия, т. 1, с. 675-676, http://www.pravenc.ru/text/64692.html)

Редакция текста от: 16.10.2020 15:55:50

"КВАТАХЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google