Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНИАМИНОВО КОЛЕНО

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Истребление сынов Вениаминовых. Миниатюра из октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 456 r)
Истребление сынов Вениаминовых. Миниатюра из октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 456 r)
Вениаминово колено, одно из колен Израилевых, образованное потомками Вениамина

Несмотря на кроткий нрав, Вениамин в благословении патриарха Иакова назван «хищным волком» (Быт 49, 27), что пророчески указывает на последующий воинственный характер представителей этого рода. Особенный статус колена Вениаминова в истории подтверждается и словами пророка Моисея о том, что оно возлюблено Господом и безопасно пребывает под покровительством Божиим (Втор 33, 12), впосл. это проявилось в независимом положении и благосостоянии его представителей, в увеличении их численности (Чис 1, 19-43) и могущества (2 Пар 14, 8; 2 Пар 17, 17).

Число способных воевать потомков Вениамина возросло за время между двумя исчислениями народа с 35.400 до 45.600 человек. Тем самым, колено Вениамина среди двенадцати колен переместилось с предпоследнего на седьмое место (Чис 1:37; Чис 26:41). Во время странствования по пустыне вениамитяне располагались на западе израильского стана, рядом с коленами Ефрема и Манассии, а выступать они должны были вслед за скинией и левитами (Чис 2:18, 22).

В Ханаане колену Вениамина была выделена небольшая плодородная область с 26 городами к западу от Иордана и к северу от Иерусалима, граничащая на севере с уделами колен Ефрема и Манассии, на юге - с уделом колена Иуды, на западе - с уделом колена Дана и на востоке - с рекой Иордан. Удел колена Вениамина был невелик, но имел влияние благодаря своим городам: Иерихону, Вефилю, Гаваону, Раме, Мицпе (Массифе) и Иерусалиму (Нав 18:11-28). Гаваон вместе с тремя другими городами колена Вениамина был передан во владение левитам (Нав 21:17 и след.).

В Книге Иисуса Навина подробно повествуется о завоевании земли, выделенной вениамитянам, а о завоевании уделов других колен дается лишь краткая информация общего характера. Ведущую роль в заселении коленом Вениамина территории Заиорданья играл Иисус Навин (Нав 2-9) из колена Ефремова (Нав 24, 29-30). Между этими двумя родами еще раньше существовал военный союз, который был подтвержден построением общего святилища в Галгале на границе племен (Нав 4-5). Тесная зависимость колена Вениамина от колена Ефремова находит отражение в песне Деворы (Суд 5, 14).

Колено Вениамина было знаменито своими лучниками и пращниками, часть которых могла метать камни левой рукой, а другая часть - обеими руками (Суд 20:16; 1 Пар 8:40; 1 Пар. 12:2; 2 Пар 14:8; 2 Пар 17:17).

Во время правления судей вениамитяне были почти полностью истреблены. Это явилось следствием того, что они встали на сторону жителей Гивы, которых народ хотел наказать за их преступление. Оставшимся в живых воинам было разрешено брать жен с соседних территорий, чтобы сохранить род (Суд 19-21).

Из колена Вениамина происходили судья Аод, обеспечивший Израилю 80 лет мира с моавитянами (Суд 3:12-30), и первый царь Израиля Саул, при котором этот род достиг своего расцвета и сильного влияния на другие колена (1 Цар 9, 1-2, 21), распространившись на территории, располагавшейся далеко на западе.

После смерти Саула вениамитяне вместе с другими коленами пожелали видеть своим царем его сына Иевосфея (2 Цар 2:9). Когда царем всего Израиля стал Давид, давняя вражда колен Иуды и Вениамина разгорелась с новой силой (2 Цар 16:5-13; 2 Цар 20:1-22; Пс 7:1).

Но все же Иерусалим, располагавшийся на границе их уделов и провозглашенный Давидом главным городом Израиля, оставался таковым вплоть до нового разделения колен при Ровоаме. И с тех пор Иуда и Вениамин объединились для борьбы с десятью другими коленами (3 Цар 12:21). В ходе столкновений между царствами границы территории Вениаминова колена постоянно менялись (2 Пар 13, 19; 3 Цар 14, 8-14; 3 Цар 15, 17, 22).

После разрушения в 587 г. до н.э. Навуходоносором II Иудейского царства территория колена Вениамина, где находился центр политической оппозиции к последнему иудейскому царю Седекии, пострадала в меньшей степени. Пророк Иеремия, который выступал с обличением Седекии, происходил из г. Анафофа, из Вениаминова колена (Иер 1, 1; ср. Иер 37, 12). Принадлежавший колену Вениамина г. Мицпа стал административным центром, основанным вавилонянами на завоеванной территории (4 Цар 25, 22-23; Иер 40, 6), а его святилище приобрело официальный статус (Иер 41, 5).

Вениамитяне вернулись из вавилонского плена вместе с коленом Иуды, в то время как часть их оставалась жить в рассеянии (Есф 2:5 и след.). Основную часть населения Иудеи после плена составляли члены Вениаминова колена, сыгравшие значительную роль в восстановлении Иерусалима (1 Езд 4:1; 1 Езд 10:9). Под управлением Зоровавеля и особенно во времена Неемии территории колен Вениамина и Иуды получали статус независимой провинции в персидской сатрапии Заречье, сохранившейся и во время правления Александра Великого и при его преемниках.

Возможно, историческая память о присущих представителям Вениаминова колена качествах нашла отражение в том, что апостол Павел специально указывал на свое происхождение из колена Вениамина (Рим 11, 1; Флп. 3, 5). Упомянутое в Апокалипсисе (Откр 7, 8), оно, по мнению свт. Андрея Кесарийского, таинственным образом предрекает, что иудеи обратятся в Христианство в конце времен (Apoc. VII 19).

В Иерусалиме именем Вениамина назывались одни из ворот при доме Господнем (Иер 20:2) и одни из городских ворот (Иер 37:13; Иер 38:7; Зах 14:10), через которые, вероятно, гнали овец. В пророчествах Иезекииля говорится о том, что колену Вениаминову перейдет во владение часть земли обетованной южного Иерусалима, принадлежащая левитам (Иез 48:23).

Использованные материалы

Редакция текста от: 28.02.2022 16:00:27

"ВЕНИАМИНОВО КОЛЕНО" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google