АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Алексий (Молчанов)
Архиеп. Алексий (Молчанов)
Алексий (Молчанов) (1853 - 1914), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам

О тезоименитом священномученике см. статью Молчанов Алексей Андреевич

В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) [1]. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях.

Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию.

Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему "настоящим раем".

В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага.

Преподавательская деятельность

Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г.

Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию.

В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника.

В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: "Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви", за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия.

Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия:

"Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал".

С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани.

1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии.

С 9 ноября 1890 г. - законоучитель училища глухонемых детей.

С 12 августа 1892 г. - законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. - 1-й мужской гимназии.

О. Алексий приобрел известность и, как умелый педагог, и как выдающийся проповедник.

В 1897 году он овдовел, остался с малолетним сыном.

Его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для этого подвига. Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. "Архиепископ встретил меня", вспоминал о. Алексий, "неожиданным приказанием: "завтра ты принимаешь пострижение". Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка".

4 сентября 1899 г. был пострижен в иночество архиепископом Арсением (Брянцевым) в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, и 7 сентября того же года был назначен ректором в Казанскую духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о. Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось.

24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей.

20 июля 1900 г. был назначен ректором Казанской духовной академии.

Епископ Чистопольский

9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. Хиротонию в Казанском кафедральном соборе совершали: архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев); епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский); епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский); епископ Симбирский и Сызранский Никандр (Молчанов); епископ Старицкий Василий (Царевский) и епископ Чебоксарский Иоанн (Алексеев).

В 1905 году, еще будучи ректором Казанской духовной академии, епископ Алексий был избран почетным членом Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской духовной академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского губернского комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведовал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ.

Епископ Таврический

В марте 1905 г. назначен епископом Таврическим и Симферопольским.

Много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли "свободу от совести".

Епископ Псковский

В ноябре 1910 г. назначен епископом Псковским и Порховским.

В книге Сергея Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием "святой черт" или "Записки о Распутине", в которой автор дает резкий обличающий материал на многих преосвященных, епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым, за деньги давшим возможность "черным воронам-иоаннитам" свить себе в Псковской епархии прочное гнездо в Воронцовском Благовещенском монастыре. На странице 160 автор называет епископа "безобразным по телу, а еще более по душе" и "жестоким, неверующим духовным лицом".

"Русский Паломник" за 1912 год, в № 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря.

Епископ Тобольский

17 апреля 1912 г. назначен епископом Тобольским и Сибирским.

Прекратил дело по обвинению Г. Е. Распутина в хлыстовстве. По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается Распутин. Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина "Божьим человеком". Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение. Трудно сказать, как это было в действительности, но, по-видимому, Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде.

Экзарх Грузии

2 ноября 1913 года был назначен экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.

Это был период революционного брожения в Грузии. На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.

В последнее время своей жизни преосв. Алексий страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти.

Скончался 20 мая 1914 г. Отпевание совершал епископ Ереванский Пимен (Пегов). Погребен на своей родине, в Вятской губернии.

За время своего архипастырского служения архиепископ Алексий дважды в 1908 и 1913 годах вызывался в С.-Петербург для участия в делах высшего церковного управления.

Среди трудов и забот сначала по управлению Академией, а затем по управлению епархиями, преосвященный Алексий находил время и для своих ученых занятий, печатая статьи по разным богословским вопросам в "Православном Собеседнике", в "Известиях по Казанской епархии", в "Руководстве для сельских пастырей", в журнале "Деятель" и др.

Сочинения

  • "Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви". (Магистерская диссертация). Казань 1888 г., НЭС т. II, с. 11, "Прав. Собес." 1888 г., февраль-декабрь.
  • О необходимости религиозного знания. "Прав. Собес." 1888, ноябрь, с. 385-396.
  • Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных. "Изв. Казан. епарх." 1888, № 24, с. 557-564.
  • Поучение в Неделю Крестопоклонную. "Изв. Казан. епарх." 1889, № 7, с. 144-148.
  • Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. "Изв. Казан. епарх." 1889, № 9, с. 211-218.
  • Значение христианского храма в деле воспитания и образования юношества. Казань, 1891, НЭС, т. II, с. 11 (Казань, 1891).
  • Поучение на 6 декабря перед кружечным сбором пожертвований в пользу школ. "Изв. Казан. епарх." 1892, № 22, с. 650-654.
  • Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891.
  • Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, т. II, с. 11.
  • Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. "Изв. Казан. епарх." 1893, № 4, с. 147-154.
  • Слово, сказанное 19 октября 1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. "Изв. Казан. епарх." 1899, № 23, с. 1029-1033.
  • Сила пастырского влияния. "Православный собеседник" 1900, декабрь, с. 596-598.
  • Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. "Прав. Собес." 1901, январь, с. 1.
  • Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. "Прав. Собес." 1901, май, с. 623-629.
  • Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. "Прав. Собес." 1901, октябрь, с. 582-585.
  • Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. "Прав. Собес." 1902, февраль, с. 236-240.
  • Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 4, с. 149-153 (Казань, 1902).
  • Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 1, с. 4-9.
  • Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. "Прав. Собес." 1902, апрель, с. 602.
  • Речь при прощании с почившим профессором Волковым. "Прав. Собес." 1902, май, с. 728-729.
  • Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 г. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 13, с. 587-589.
  • Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 16, с. 726-733.
  • Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учительниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 августа 1902 г. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 18, с. 808-811.
  • Поучение, сказанное 15 сентября 1902 г. в 4-х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. "Изв. Казан. епарх." 1902, № 19, с. 852-853.
  • Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 1, с. 25-26.
  • Св. Киприан Карфагенский как поборник учения о единстве Церкви. // "Православный собеседник". 1903. № 3.
  • Поучение, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 февраля 1903 г. в день 35-летия священства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Арсения. "Изв. Казан. Епарх." 1903, № 4, с. 114-118.
  • Поучение, сказанное Преосв. Алексием при освящении храма в окружной лечебнице. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 5, с. 170-172.
  • Речь перед защитой диссертации: "св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви". "Изв. Казан. епарх." 1903, № 5, с. 339-354.
  • Приветственная речь новоприбывшему архиепископу Димитрию. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 6, с. 198-199.
  • Речь над могилою Павла Ивановича Ложкина. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 9, с. 357-359.
  • О новом пути. Речь на молебне перед началом занятий в Казанской духовной академии в 1903/1904 учебной году. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 20, с. 605-612. "Прав. Собес." 1905, январь, с. 205.
  • Речь к окончившим курс студентам академии. Сказана при прощании со студентами 44 курса Казанской академии 1 мая 1903 г. "Изв. Казан. епарх." 1903, № 24, с. 837-839.
  • Жизнь без Бога: Публичное богословское чтение. Казань, 1903.
  • Первозванные кандидаты священства. Казань, 1904. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 17, с. 544-557. "Православный собеседник" 1905, июль-август, с. 11.
  • Слово при проводах сестер милосердия на Дальний Восток. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 7, с. 196-198.
  • Речь новопосвященному архимандриту Феодору (Поздеевскому). "Изв. Казан. епарх." 1904, № 9, с. 295-297.
  • Речь при прощании с преосв. Иоанном еп. Полтавским и Переяславским. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 9, с. 297-299.
  • Речь, сказанная 25 февраля на молебне по случаю открытия земской школы сестер милосердия и сиделок. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 10, с. 324-325.
  • Слово, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 апреля, в Неделю Антипасхии, после панихиды по вице-адмиралу С.О. Макарове. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 15, с. 455-456.
  • Речь, сказанная 23 мая 1904 г. в Казанском Епархиальном женском училище к окончившим курс учения. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 21, с. 665-667.
  • Речь, сказанная слушателям Казанских Миссионерских курсов после молебна перед началом занятий. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 37, с. 1254-1261.
  • Речь, сказанная при открытии в г. Казани Речного училища 22 октября 1904 г. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 42, с. 1422-1425.
  • К вопросу об упадке церковной проповеди. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 47, с. 1565-1570.
  • Высота и важность пасторского служения. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 48, с. 1597-1604.
  • Христианский пастырь у вифлеемских яслей. // "Православный собеседник". 1905, янв., с. 18.
  • Церковно-библейский образ женщины-христианки и действительность. Казань, 1904 год. "Прав. Собес." 1905, январь, с. 205. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 4, с. 103-110.
  • Слабое ли существо женщина. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 42. (Казань, 1904.).
  • Современные отцы и дети. // "Православный собеседник". 1905, июль-авг., с. 41.
  • Память смертная. Из получения, сказанного во Владимирском соборе 7-го февраля 1904 г. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 8, с. 233-236. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
  • Бесплодная смоковница. Из поучения, сказанного в полночь на 1904 новый год. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 2, с. 31-33. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
  • Безблагодатная жизнь. Из поучения на день Богоявления. "Изв. Казан. епарх." 1904, № 7, с. 208-212. "Прав. Собес." 1905, июль-август, с. 41.
  • Поучение, сказанное в Бердянском соборе 6 декабря 1907 г. в день освящения и открытия памятника гос. императору Александру II. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 51-52, с. 2291-2294.
  • Поучение Преосвященного Таврического Алексия. "Приб. к "ЦВ" 1907, № 51-52, с. 2291-2294.
  • Поучение, произнесенное 30 января в храме Псковской Духовной семинарии. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 10, с. 411.
  • Поучение, произнесенное 26 мая 1911 г. в Святогорском монастыре пред панихидой по А. С. Пушкине, в день открытия Пушкинской колонии. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 25, с. 1055.
  • Речь, произнесенная окончившим курс учения воспитанникам Псковской Духовной семинарии 15 июня 1911 г. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 28, с. 1199.
  • Тайна преподобной жизни. "Приб. к "ЦВ" 1911, № 51-52, с. 2234.
  • Слово, сказанное в день 100-летнего юбилея Отечественной войны 26 августа 1912 г. "Приб. к "ЦВ" 1912, № 35, с. 1385.
  • Слово над гробом почившего Экзарха Грузии архп. Иннокентия. "Приб. к "ЦВ" 1913, № 39, с. 1765. "Прав. Собес." 1918, с. 447-449.
  • Публичные богословские чтения. Тобольск, 1912 (1913?).
  • Хула на Духа Святого. "Православный собеседник" 1913, апрель, с. 535-549.
  • Сын Божий и Церковь Христова. "Православный собеседник" 1913, октябрь, с. 450-459.
  • О нравственных условиях научного образования. // Прибавления к "Церковным ведомостям". 1914. № 11, с. 577.
  • Антихрист. Москва, 1914 год.
  • О значении доброй нравственности в жизни человека и нравственном законе.
  • О целомудрии.
  • О необходимости и важности религиозно-нравственных публичных чтений.
  • Простой ответ на вопрос, почему священнику не следует бывать на театральных представлениях. // "Руководство для сельских пастырей".
  • Прощальная речь к окончившим курс воспитанникам Казанской духовной семинарии в 1900 г. Казань, 1900.
  • Свидетельство о лице Иисуса Христа. // "Русский паломник". 1914. № 2.
  • Приготовление к миссионерству.
  • Отчего душа болит. Симферополь, 1905.
  • Послание пастырям Таврической епархии. Симферополь, 1905.

Отзывы:

  • Отзыв епископа Алексия и профессоров Гусева, Терновского и Царевского о сочинениях заслуженного профессора протоиерея Ефимия Малова. "Прав. Собес." 1904, июнь, с. 1, приложение 4-е.

Литература

  • "Церк. Вед." 1900, № 33, с. 302, 1905, № 14, с. 100, 1908, № 38, с. 291, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 17, с. 101, 1913, № 41, с. 485.
  • "Приб. к "ЦВ" 1900, № 40, с. 1609-1611, 1905, № 14, с. 609, 1907, № 51-52, с. 2291-2294, 1912, № 17, с. 716, 1913, № 41, с. 1861, 1914, № 21, с. 972.
  • "Богосл. Вестн." 1910, февраль.
  • "Прав. Собес." 1900, сентябрь, с. 296, 1900, октябрь, с.437-455, 1900, декабрь, с. 596-598, 1901, январь, с. 1, 1901, март, с. 377-380, 1901, апрель, с. 603, 1901, май, с. 623-629, 1901, октябрь, с. 582-585, 1902, февраль, с. 236-240, 1902, март, с. 81, 1905, январь, с. 18, 205, 1905, май, с. 121-125, 169, 728-729, 1905, июль-август, с. 37, 41, 42, 1907, январь, с. 8, 1907, октябрь, с. 62, 68, 1909, март, с. 1, 1913, апрель, с. 535-549, 1913, октябрь, с. 447-449, 450-459, 1913, декабрь, с. 835, 1914, февраль, 1914, июль-август, с. 150, 1914, ноябрь, с. 8, 12-13.
  • "Русск. Паломн." 1912, № 25, с. 381, 1913, № 43, с. 687, 1914, № 27, с. 432, 436, 1916, № 37, с. 514.
  • "Церк. Вестн." 1908, № 12, с. 874.
  • "Симбирск. епарх. Вед." 1900, № 18, с. 331.
  • Булгаков, с. 1401, 1410, 1414.
  • БЭС т. I, стб. 121, т. II, стб. 1936, 2168.
  • БЭЛ т. VII, стб. 728.
  • НЭС т. II, стб. 11.
  • НЭС т. XXVII, стб. 7 и дополн. т., с. 79.
  • "Изв. Каз. епарх." 1888, № 21, с. 449, 1899, № , с. 804, 1900, с. 773-788, 1902, № 9, с. 386, 1902, № 22, с. 1006-1016, 1903, № 2, с. 138, 1903, № 17, с. 3, 1903, № 4, с. 294, 1905, № 17, с. 473, 1908, отчет попечительства 1907, с. 4, 1910, № 7-8, с. 22, 1912, № 16, с. 523, 1912, № 17, с. 558, 1913, № 39, с. 1166-1168, 1914, № 21, с. 629.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 46, 1905 г., с. 68, 1906 г., с. 186, 1910 г., с. 178.
  • "Русск. Инок." 1911, вып. 45-46, с. 79-80.
  • "Красный архив" 1928, т.26, с. 12.
  • Заметки и дополнения Е. М. № 17.
  • Мануил, архиеп. Каталог Русских архиереев. Ч. 1. Чебоксары, 1959. с. 113-115.

Использованные материалы



[1]  По другим сведениям - Кильмезь.

Редакция текста от: 17.07.2016 14:40:49

"АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google