ЗОСИМА БРАДАТЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Зосима Брадатый (+ не ранее 1496), митрополит б. Московский и всея Руси (1490 - 1494).

С 1485 г. - архимандрит Московского Симонова монастыря. Находился в близких отношениях с Иоанном III, вращался среди таких людей, как дьяк Федор Курицын, поп Алексей, Дионисий (см. жидовствующие), высказывался против казни еретиков, и потому позднее заподозрен был в еретичестве.

26 сентября 1490 г. по воле великого князя собором русских епископов хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси.

17 октября 1491 г. участвовал на соборе, созванном для обличения ереси "жидовствующих" и произносил анафему еретикам.

В 1492 г. Зосима составил пасхалию на восьмую тысячу лет.

17 мая 1494 г. "своея ради немощи", или, по свидетельству летописи, вследствие того, что "непомерно держался пития и не радел о церкви Божией" отрекся от митрополичьего престола ("не своею волею") и ушел в Симонов монастырь.

9 февраля 1495 г. перешел в Троице-Сергиев монастырь, где в 1496 г. "причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину", что противоречит сообщению ortho-rus.ru о лишении его сана в 1495-м году.

Год кончины неизвестен.

Митрополит Зосима, по мнению многих исследователей, был на стороне "жидовствующих", другие же утверждают, что он выступал только против преследования еретиков и был заподозрен в ереси именно поэтому. Наконец, существует и такое мнение, что он энергично боролся против этой ереси и очень много сделал в защиту Православия.

Иосиф Волоцкий сообщает в "Просветителе" слухи, обвинявшие Зосиму в кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. На основании этих "слухов", записанных Иосифом Волоцким, врагом Зосимы, установилось мнение, что Зосима был еретиком и только притворялся православным в интересах жидовствующих, для более удобного распространения ереси. Список "богоотметных" книг, составленный Зосимой, а также написанное на основании соборного приговора "Смиренного Зосимы поучение всему православному христианству", прямо направленное против еретиков, молчание летописей по этому вопросу, замечание самого Иосифа Волоцкого, не скрывшего, что не все говорили против Зосима — все это дало возможность профессору Павлову отвергнуть общепринятое мнение о еретичестве Зосимы.

Литература

  • М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, кн. I, с. 80-112.
  • Голубинский Е. История Русской Церкви, т. II, с. 566, 577, 608-610.
  • Иловайский Д. Еще об ереси жидовствующих. М., 1884.
  • Бантыш-Каменский Словарь, ч. 2.
  • Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 1542, 1547, 1550-1552.
  • Карамзин Н.М., т. VI, с. 50, 122-125, 222, прим. 106, 107, 320, 321, 326, 618-620, 629.
  • Строев П., с. 5.
  • Булгаков, с. 1405.
  • Ратшин, с. 97.
  • Н. Д., с. 13.
  • Летопись Е. А., с. 574.
  • П. С. Л. Р., т. II, III, IV, VI, VIII.
  • Прав. собес., 1860, ч. II.
  • Современ. известия, 1884, № 253, 266.
  • БЭЛ, т. V, с. 765-766.
  • БЭС, т. I, с. 885, 922.
  • Рус. архив, 1895, кн. 1-я, № 1, с. 7-14.
  • -"- 1900, кн. 2-я, № 7, с. 330-341.
  • ЭС, т. XII-а, с. 686.
  • РБС, т. VII, с. 468-469.

Использованные материалы

Редакция текста от: 07.06.2009 12:12:09

"ЗОСИМА БРАДАТЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google