Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАВРИИЛ (АБАЛЫМОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский, 1950-е. Фотография.
Гавриил (Абалымов), еп. Осташковский, 1950-е. Фотография.
Гавриил (Абалымов) (1881 - 1958), епископ Осташковский, викарий Тверской епархии

В миру Николай Николаевич Абалымов [1], родился 18 ноября 1881 в селе Шигали Воскресенские Цивильского уезда Казанской губернии [2] (ныне с. Шигали Канашского района Чувашской республики) в семье крестьянина. Окончил земскую школу, затем - Чебоксарское духовное училище и Казанскую духовную семинарию.

В 1904 году поступил в Казанскую духовную академию.

В 1905 пострижен в монашество.

В 1908 окончил духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Нравственно-аскетические воззрения прп. Макария Египетского (Великого)".

В том же году рукоположен в сан иеромонаха.

С 4 октября 1908 года - преподаватель гомилетики и литургики в Таврической духовной семинарии.

С 8 августа 1911 года - смотритель Торопецкого духовного училища в Псковской губернии.

В 1914 году был возведён в сан архимандрита.

С 13 июня 1914 до 1917 года - смотритель Вольского духовного училища.

В 1917 - 1919 годах находился в числе братии Хвалынского Троицкого монастыря.

В 1919 году назначен настоятелем Нило-Столобенской пустыни в Тверской епархии.

18 февраля или 8 июня 1920 был хиротонисан во епископа Осташковского, викария Тверской епархии.

С 1 декабря 1922 года вступил в управление Тверской епархией.

С февраля 1923 года - на покое, предназначался митрополитом Сергием (Страгородским) в Самарскую епархию.

25 февраля 1923 года был арестован по обвинению в "совершении обманных действий с целью возбуждения суеверия" и "присвоении себе адм. функций". Содержался в московской Бутырской тюрьме. 16 мая 1923 годп постановлением комиссии НКВД по административным высылкам приговорен к 3 годам заключения.

Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения, где выполнял общие работы, был сторожем на маяке Пёсья Луда.

В мае 1926 года принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов). После освобождения в этом же месяце вернулся в Тверь, затем проживал в Нило-Столобенской пустыни, где 30 июня 1926 года был арестован по обвинению в сокрытии от комиссии по изъятию церковных ценностей в мае 1922 года "церковной утвари и др. предметов религиозного обихода", виновным себя не признал. 4 октября 1926 года Тверским губернским судом приговорен к лишению свободы на 1 год и 6 месяцев, содержался в тверской тюрьме.

После выхода июльской Декларации 1927 года перешел в оппозицию к митрополиту Сергию (Страгородскому), примыкал к "даниловской" группе непоминающих.

После освобождения из тверской тюрьмы с конца 1927 годп до июля 1930 года он вел "уединенную жизнь" в Новосоловецкой Вселуцкой пустыни Осташковского уезда Тверской губернии и в лесном скиту Хвалынского монастыря, в 3-х верстах от Хвалынска.

В июле 1930 года принял от митрополита Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода назначение на кафедру в городе Тотьма Вологодская области, но из-за противодействия со стороны вологодских властей был вынужден возвратиться в Москву.

С августа 1930 года жил в Москве, в Черкизове.

В сентябре этого же годп назначен управляющим делами Бугурусланского викариатства Оренбургской епархии, но 29 сентября был арестован по обвинению в "идеологическом руководстве" "церковно-монархической контрреволюционной организацией" и в "создании кружка антисоветской христианской молодежи".

Из обвинения:

"... В с. Иноковка Кирсановского р-на ЦЧО с 1928г. существовала к/р церковно-монархическая организация, состоявшая главным образом из попов, монахов и кулаков каковая, в целях законспирирования своей к/р работы на селе, и более успешного ее проведения, в квартире схимонахини Сезинцевой Елены, вырыли пещеру на 50 метров. В этой пещере происходили нелегальные собрания организации, давались установки о срыве колхозного строительства и других мероприятий путем агитации на собраниях и индивидуальной обработки крестьян. Они ставили своей конечной целью свержение Советской власти и восстановление монархии. Для этой цели по селам рассылались монашки, а также распускались провокационные слухи о скорой кончине мира, нарождении антихриста в лице коммунистов и т.д.

Руководил к/р организацией нелегально проживавший в Москве, дезертировавший от службы в Красной Армии сын торговца, иеродиакон Нестор (Постников-Мясников Николай Нилович). Идеологическим руководителем Постникова-Мясникова являлся неоднократно судимый за к/р действия епископ Гавриил (Абалымов)..."

Из протокола допроса епископа Гавриила:

"... С Феофилом Богоявленским разговоры у меня бывали. В частности, я с ним говорил по поводу предоставления мне митрополитом Сергием в Бугурусланском уезде места. Я просил разрешения подумать и посоветоваться со старцами. Старцами я считаю своих духовных братьев - архимандрита Симеона (Холмогорова), находящегося в Даниловом монастыре и игумена Серафиме (Щелокове), проживающего тоже в числе Даниловского братства. Советскую власть я признаю - "всякая власть от Бога". На отношение Советской власти к религии и служителям культа я целиком присоединяюсь к точке зрения митрополита Сергия, изложенного в его интервью. Все считаю промыслом Божиим".

13 января 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по обвинению "идеологическое руководство к/р организацией, создатель кружка а/с христианской молодежи" был приговорен к 5 годам концлагерей, считая срок с 29 сентября 1931 года (групповое "дело епископа Гавриила (Абалымова) и др., 1931 г." ).

В период следствия находился в Бутырской тюрьме, а далее место заключения неизвестно.

До 1946 года проживал на покое в Ташкенте и других городах, а в последние годы в Сызрани.

В феврале 1950 года был направлен в распоряжение Днепропетровского архиерея, но по болезни не смог выехать к месту назначения.

С 1954 года проживал на покое в Успенском монастыре в городе Одессе.

Последнее время перед кончиной (по данным ПСТБИ, с того же 1954 года) проживал и настоятельствовал в Балтском Феодосиевском монастыре Одесской области.

Скончался 31 июля 1958 года. Отпевание совершил Балтский епископ Донат (Щёголев). Погребен на городском кладбище Балты.

4 мая 1989 года был реабилитирован Прокуратурой СССР.

Труды

  • Нравственно-аскетические воззрения Преп. Макария Египетского (Великого), кандидатское сочинение.
  • О молитве Иисусовой // ДСобес. 1997. № 1. С. 118-126.

Литература

  • ЦВ, 1914, № 26, 320.
  • Православный Собеседник, 1908, ноябрь, 41, 19 отчет; 1919, апрель, 203 отчет; 1910, март, 186; июль-август, 97 отчет.
  • ЖМП, 1958, № 9, 8-9.
  • Журнал Засед. Св. Синода № 23 от 12.XII.1947 г., № 2 от 26.II.1948 г.
  • Именной список ректор. и инспектор. дух. акад. и семинар. на 1917 г., 130.
  • ФПС I, № 98, 4; III, 2.
  • ФАМ I, № 71, 6.
  • М. Польский, Новые мученики 1, 168.
  • Л. Регельсон, 531, 535, 543, 577.
  • Струве, 314.
  • Рожков В. Еп. Гавриил: Некролог // ЖМП. 1958. № 9. С. 8-9.

Использованные материалы



[1]  Или Аболымов.

[2]  По др. сведениям, дер. Окенары (Оженары) или с. Жигали

Редакция текста от: 23.10.2014 11:30:24

"ГАВРИИЛ (АБАЛЫМОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google