Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МЕФОДИЙ (ФИЛИМОНОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мефодий (Филимонович/Филимонов) (XVII в.), епископ б. Могилевский, Мстиславский и Оршанский.

В миру Филимонов Максим, родился на Украине.

Служил в г. Нежине в сане протоиерея. Активно участвовал во всех событиях жизни, отличался приверженностью к государю.

5 мая 1661 года был вызван в Москву и хиротонисан местоблюстителем Московского патриаршего престола Питиримом, во епископа Мстиславского и отправлен в Малороссию в звании местоблюстителя Киевской митрополии [1]. Однако всего через три месяца на эту же Мстиславскую кафедру Киевский митрополит Дионисий (Балабан) (+ 1663) поставил Виленского архимандрита Иосифа Нелюбовича-Тукальского, которому с этих пор суждено было стать постоянным противником еп. Мефодия.

В 1662 году патриарх Никон, покидая патриарший престол провозгласил анафему на митрополита Питирима и рукоположенного им Мефодия. Причем поставление Мефодия на Мстиславскую епархию Никон прямо указал в числе прегрешений патриаршего местоблюстителя Питирима [2]. В том же 1662 году Мефодий был подвергнут анафеме и со стороны Константинопольского патриарха. Копия патриаршей грамоты была принесена из Константинополя в Киев и вызвала там большое смущение среди духовенства и мирян, после чего многие из них прекратили общение с рукоположенным в Москве епископом [3].

В 1663 году на Киевскую кафедру был избран митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Но реальную власть над Киевом и Левобережной Украиной митрополит Иосиф так и не получил. Новый митрополит не устраивал ни украинскую власть в лице гетмана Правобережной Украины Павла Тетери (1663-1665), ни польские власти, ни, по-видимому, духовенство Правобережной Украины. Более того, поляки арестовали Тукальского и держали его в заключении два года.

В это же время местоблюститель Киевской митрополии епископ Мефодий добивался у московских властей утверждения его в действительном звании, но безуспешно. Тогда он повел опасную и хитрую игру. Мефодий обвинил перед Москвой всех сколько-нибудь значимых церковных деятелей Украинской Церкви в верности не ему, а Тукальскому, то есть, "врагу России". Среди обвиненных Мефодием был и свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий).

Но затем, узнав о том, что гетман Иван Брюховецкий (1663-1668) желает, чтобы Киевским митрополитом был назначен кто-нибудь из московских святителей, Мефодий резко изменил свое отношение к киевским игуменам и поддержал составление челобитных царю о избрании митрополита "по старине". Среди подписантов был и игумен Феодосий (Полоницкий-Углицкий). За это осенью 1665 года он был обвинен гетманом Брюховецким в том, что он поддерживает отношения с Выдубицким игуменом Феодосием Углицким, врагом царя.

В то время в Малороссии шла борьба за власть между гетманами. Еп. Мефодию невольно пришлось быть в центре этой борьбы, так как он защищал интересы Московского государства и принял сторону гетмана Брюховецкого, который силой захватил власть в свои руки. Но последний также не остался верен Москве, а склонился на сторону Польши. Впоследствии Брюховецкий был убит приверженцами Дорошенко. Петр Дорошенко являлся сторонником митр. Иосифа.

В марте 1668 года Константинопольский патриарх выдал грамоту, в которой говорилось чтобы "никто другой, кроме архиепископа Иосифа Тукальского, Киевским митрополитом и архиереем под клятвенным преданием не назывался".

Еп. Мефодий был схвачен в своем поместье около Чернигова, запрещен митрополитом Иосифом (Нелюбович-Тукальским) и сослан в монастырь г. Умани.

Отсюда он бежал в Киев, а из Киева московскими воеводами был отправлен в Москву. Всеобщая амнистия малороссиянам, данная после бунта Брюховецкого, сказалась и на судьбе Мефодия - он не был лишен епископского сана, а только помещен на жительство в Московский Новоспасский монастырь, где и скончался.

Интересно, что в своей грамоте свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) покойного епископа Мефодия именовал человеком "блаженной памяти", "святой памяти".

Литература

  • Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 570, 571.
  • Соловьев С. М. История России, кн. III, с. 80, 100, 102, 114, 125-127, 134, 148, 149, 154-158, 254, 262, 354-357, 359, 370, 371.
  • Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1863, с. 44.
  • Булгаков, с. 1404.
  • Строев П., с. 493.
  • Н. Д., с. 55.
  • М. Нкр., т. II, с. 259.
  • Летопись Е. А., с. 659-663.
  • Прав. обозрен., 1875, V-VIII, с. 231-267; ноябрь, с. 475; декабрь, с. 629.
  • Рус. архив, 1901, кн. I-я, № 2, с. 226, 236-240.

Использованные материалы



[1]  На киевской кафедре в то время был митр. Дионисий (Балабан), утвержденный Константинополем, который проявил себя как сторонник Польши в малороссийских делах и тем вызывал недовольство Москвы. Впрочем утверждение Мефодия в действительном сане киевского митрополита так и не состоялось, а Киевская митрополия, политически подконтрольная московским властям, оставалась (с т.зр. Москвы) вакантной до 1685 года

[2]  См. Петрушко В.И., "Киевская митрополия во 2-й половине XVII в. и ее воссоединение с Московским Патриархатом", История Русской Церкви. Конспект лекций. М., ПСТБИ, 1999: http://www.sedmitza.ru/text/415613.html

[3]  Вероятно, эта анафема была снята по прошению царя Алексея Михайловича. См. А.Малевич, "Мефодий Филимонович, пятый епископ Могилевский и местоблюститель Киевской митрополии (1661-1668 г.)" в книге Могилевская епархия. Историко-статистическое описание. Могилев, 1908, т.1, вып.2, ч.1, с.103-104: http://kamunikat.org/halounaja.html?pubid=17439

Редакция текста от: 17.12.2013 07:15:33

"МЕФОДИЙ (ФИЛИМОНОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google